Детище якутских стартаперов — агрегатор такси inDriver — пришло в Петербург и намерено переманить свою долю клиентов за счет того, что цену за поездку назначают пассажиры, а водители — не платят комиссию. Уже действующие в Северной столице агрегаторы потерять рынок не боятся и называют «нишевым продуктом».
Сервис inDriver сначала пришел в Москву, а теперь покоряет Петербург. При комиссии в 5 процентов для водителей, в городе на Неве агрегатор комиссию на начальном этапе отменил вовсе. При этом стоимость поездки определяет пассажир, а находящиеся рядом водители решают, возьмутся ли они выполнить заказ по такой цене. Для того, чтобы привлечь как можно больше шоферов, агрегатор решил не подключать оплату картой.
«Тогда водителям не приходится отдавать 3–4% банкам и платежным системам, что также снижает стоимость поездки для пассажиров», — объясняют в inDriver.
При этом агрегатор на своем сайте рекомендует потенциальных конкурентов — совершать короткие поездки через Яндекс.Такси, Uber или Gett. А вот на поездки подальше и подороже inDriver предлагает свои услуги. Сейчас inDriver работает в 120 городах пяти стран — это Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Мьянма.
«Мойка 78» опросила действующие в Петербурге агрегаторы, чтобы выяснить, не «уведет» ли новый игрок их водителей и не перекроит ли рынок пассажирских перевозок. Ведь водителям предлагают тарифы от 200 рублей без комиссии, а пассажиры могут предпочесть такого лоукостера от такси.
«Водители являются нашими партнерами, а не сотрудниками, и, конечно же, они сами выбирают, через какую службу получать заказы. Но практика показывает, что в крупном городе водителю малоинтересно заниматься «торгом» с пассажиром о цене, водители предпочитают стабильный поток заказов. То что работает в якутских посёлках, не очень вписывается в ритм мегаполиса»,
— отметили в такси «Везет».
Не ждут в этом агрегаторе и оттока клиентов, за исключением тех, кто любит игры. «Всегда есть какая-то часть пассажиров, которые любят «геймификацию» и готовы заниматься предложением цены и т.д. Но в большинстве своем пассажир не хочет «заморачиваться», а хочет нажать на кнопку или сделать звонок и через 5 минут сесть в автомобиль, зная заранее стоимость поездки», — отмечают в «Везет».
В комментарии «Мойке 78» в такси «Везет» подчеркнули, что inDriver, скорее «хороший нишевой продукт», а не конкурент существующим агрегаторам.
Такси в классическом понимании — со своими таксопарками и водителями — трудно конкурировать с агрегаторами, признают в компании “ТаксовичкоФ”. Дело в стоимости поездки, на которую влияют собственный автопарк, пункты медицинских осмотров, станции техобслуживания. Зато клиент получает исправный автомобиль, водителя, проверенного медиком, и страховку на случй ДТП.
«В широком смысле, мы рассматриваем любую службу такси как своего конкурента, ведь мы занимаемся одним и тем же бизнесом и делим рынок между собой. Мы с интересом будем следить за становлением InDriver на рынке такси Санкт-Петербурга, но оттока клиентов в связи с появлением нового игрока мы не прогнозируем», — сообщил «Мойке 78» операционный директор “ТаксовичкоФ” Анатолий Малышев.
В компании не опасаются и оттока водителей на подработку в новый агрегатор. В “ТаксовичкоФ” кроме своего автопарка есть и привлеченные водители, которые работают на собственных машинах. Обе категории водителей работают по 8 часов пять дней в неделю.
«Теоретически, привлеченные водители могут подрабатывать в InDriver или любых других такси-агрегаторах. Но такая практика в нашей компании не распространена. Перед рейсом наши водители проходят медицинский контроль. Если водитель выглядит не выспавшимся и рассеянным по причине того, что работал в свои выходные или после завершения рабочего дня, мы не выпустим его на линию, так как он может спровоцировать аварию уснув за рулем. Если такая ситуация будет происходить постоянно, мы будем вынуждены отказаться от сотрудничества»,
— объяснил Анатолий Малышев.
Водитель, потеряв работу, лишится не только зарплаты, но и оплачиваемых больничного и отпуска, а также других социальных гарантий.
Отметим, по исследованию, проведенному компанией «Эверест 8800», 55 процентов водителей такси в Петербурге получают 20 тыс. рублей в месяц. При этом такси для них — подработка, а доход идет в дополнение к основному заработку, так как современные агрегаторы дают возможность выходить на линию всего на несколько часов. Еще 18 процентов таксистов Северной столицы заявили, что зарабатывают более 50 тыс. в месяц. Остальные трудятся на зарплату в 20-30 тыс. и 30-50 тыс. рублей.