Петербургская сеть «Велогород» заработала неделю назад. С тех пор для желающих покататься открылись всего 20 из 90 станций. Есть проблемы и с велосипедами — из шести сотен доступны всего 50.

В далеком уже 2013 году администрация Петербурга взяла курс на велосипедизацию города. Власти озвучили и даже начали реализовывать несколько перспективных идей. Однако довести начатое до конца так и не смогли. Даже к Чемпионату мира по футболу.

Велосипедизацию Петербурга можно условно разделить на две части: создание велодорожек и маршрутов, а также развитие сети велопроката. На обоих направлениях есть определенный прогресс, но он практически незаметен из-за чиновничьих ошибок и недоработок.

Так, первые станции велопроката в нашем городе появились летом 2014-го, спустя год заработала единая сеть — «Велогород». На протяжении нескольких лет она требовала субсидий из городского бюджета (примерно 60 млн рублей ежегодно).

К «Велогороду» было много претензий, но он все-таки работал. И туристы, и жители города могли взять напрокат велосипед, покататься. В конце 2017 года директор компании даже заявил «Мойке78», что планируется расширение сети станций с 90 до 150-200 и увеличение количества велосипедов с 600 до полутора тысяч единиц.

Однако произошло все с точностью до наоборот. Администрация города урезала субсидии проекту в два раза — до 30 млн рублей в год. В начале апреля директор «Велогорода» рассказал нашему изданию, что из-за этого количество велосипедов и станций может сократиться.

Ходили слухи, что проект и вовсе могут закрыть. Однако до этого все же не дошло. 20 апреля «Велогород» запустился, пусть и не в полную силу. К четвергу, 26 апреля, открылась 21 станция, где доступны для проката 39 велосипедов. При этом в системе зарегистрированы более 95 тыс. пользователей.

Пустующая станция «Велогорода» на Сенной. Фото: Мойка78

Говорить, что этот проект Смольного провалился, пока что рано. Но все идет именно к этому.

Еще одна задумка петербургских чиновников — пригласить в наш город китайский проект велошеринга Mobike. (О том как это работает и чем грозит — читайте в материале «Мойки78».)

В планах Смольного запустить его в августе-сентябре нынешнего года. Выглядит это странно — к тому времени туристический сезон в Петербурге уже закончится, да и погода осенью у нас не слишком велосипедная.

В общем, покататься этим летом петербуржцы и гости города смогут, по-видимому, только на своих велосипедах.

Второе направление велосипедизации города на Неве — строительство велодорожек и создание маршрутов для двухколесного транспорта.

Сами по себе велодорожки уже появились во многих частях нашего города. Общая их протяженность, по данным КРТИ, составляет около 90 км. В нынешнем году сеть велодорожек планируется увеличить, достроив ее еще на 45 км.

Проблема здесь в том, что велодорожками пользуются не только велосипедисты. Как уже писала «Мойка78», на проспекте Луначарского, например, велополосу застроили ларьками. А чиновники, не добившись их демонтажа, просто сократили дорожку.

Осенью и весной уборщики улиц регулярно сгребают на велополосы кучи мусора и снега. Да и сами велосипедисты не проявляют к «своим» выделенным полосам особого внимания.

Так, минувшим летом специалисты провели исследование и выяснили, что за день по одной из дорожек в центре города проезжают всего 20 человек. А самой популярной велодорожкой — на проспекте Луначарского — пользуются от силы 200 человек в день.

Представитель петербургского велоклуба «ВелоПитер» Александр в беседе с «Мойкой78» рассказал, что прогнозировать разивтие ситуации в нашем городе трудно.

«Все очень сильно зависит от политической воли, от указов сверху. В прошлом году взяли и очень резко построили велодорожки, о которых мы говорим уже несколько десятков лет», — заявил собеседник издания.

По его словам, с велополосами в городе на Неве есть определенные проблемы — паркующиеся на них автомобилисты, дворники с мусором, ларьки и дорожные работы. Кроме того, сеть велодорожек не замкнута и путешествовать без «пересадок» на велосипеде сейчас нельзя.

«Велосипедисты с велопрокатом не связаны, но будет обидно, если летом не будет возможности покататься для тех, у кого нет своего велосипеда», 

— отметил Александр.

По его словам, велосообщество нашего города заинтересовано в развитии велопроката и привлечении новых участников. Представитель «ВелоПитера» отметил, что в августе-сентябре порой наблюдается рост велоактивности.

«Возможно, Mobike придет и будет развиваться так же быстро, как и велодорожки год назад», 

— резюмировал собеседник издания.

Добавим, что за велосипедизацию Петербурга (и за велодорожки, и за велопрокат) отвечает Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, а его деятельность в свою очередь курирует вице-губернатор Игорь Албин.