В середине 90-х на лестничных площадках для обеспечения безопасности массово устанавливали перегородки. Десятки лет спустя управляющие компании озаботились их сносом. Жильцам предлагают демонтировать перегородки самостоятельно или узаконить их, что сделать не так просто.
Массовый снос
По Красносельскому и Кировскому районам в середине прошлого года прошел массовый снос нелегальных перегородок и тамбурных дверей. Устанавливали их двадцать-тридцать лет назад без всякого согласования, поэтому добиться сноса через суд ничего не стоило.
Ликвидацию начала управляющая компания ООО «Строитель». Ответственность за незаконные перегородки несут УК, они же выплачивают штрафы МЧС. Размер штрафа, как рассказал один из жильцов Юрий Звягин, составляет 6 тыс. с одного дома.
Основаниями для сноса обычно служат предписания пожарных. Перегородки в соответствии с правилами пожарной безопасности и федеральным законом №123 препятствуют на путях эвакуации.
Жильцы от перегородок отказываться не хотят. За ними они привыкли хранить велосипеды, детские санки, коляски и зимнюю обувь.
«Они, на самом деле, обеспечивают дополнительную безопасность»,
— добавляет член совета дома №12 на улице Десантников Юрий Звягин.
Один из главных вопросов, который мучает жильцов: почему десятки лет перегородки никому не мешали, а теперь начался их снос, но на него ответа не дают. Демонтаж происходит в рамках закона. Соответствующие предписания выписаны управляющим компаниям после плановых и внеплановых проверок МЧС.
УК предлагает собственникам, установившим перегородки, снести их самостоятельно или, если это невозможно, поручить демонтаж управляющей компании. Либо предоставить справку из МЧС о согласовании перегородки. В противном случае управляющая компания подает иск в суд.
Стоимость демонтажных работ в Петербурге начинается от 7 тыс. рублей. В зависимости от материалов и площади перегородки цена может быть выше. Расходы за снос несут жильцы или управляющая компания. В Жилищном комитете такая статья расходов не предусматривается.
Проверки МЧС за 2017-2018 гг также выявили незаконные перегородки в домах под управлением ООО «ЖИЛКОМСЕРВИС № 2 Фрунзенского района» и ЖСК № 1077.
Как легализовать перегородки
На депутатский запрос Максима Резника в Жилищном комитете ответили, что работы по перепланировке помещений лестничной клетки, в том числе установке перегородок, могут проводиться на основании проекта, разработанного специализированной организацией. Проект должен соответствовать строительным, санитарным, противопожарным нормам и техническому регламенту. В частности, перегородки не должны мешать подходам к эвакуационным выходам, пожарным рукавам, сигнализациям, системам противодымной защиты и воздуховодам.
Далее требуется согласовать установку перегородок на общем собрании. Отдать голос «за» должны две трети от всех собственников помещений в доме.
Организаций, занимающихся согласованием и установкой перегородок, в Петербурге несколько. Они разрабатывают проектную документацию, а после согласовывают её с пожарной инспекцией и районной межведомственной комиссией. Стоимость полного комплекта услуг в среднем 50 тыс. рублей.
В одну из таких фирм недавно обратился жилец дома №64 на Ленинском проспекте Алексей. После того как проект, по его словам, был разработан и согласован, он уведомил соседей об общем собрании и столкнулся с негативной реакцией.
«В каждом подъезде есть люди, которые хотят тамбурную дверь. Чтобы окончательно легализовать её, необходимо провести общее собрание, что достаточно тяжело сделать»,
— говорит Алексей.
Жильцы разделились на два лагеря. Одни ратуют за возможность вынести за пределы квартиры велосипеды, самокаты и коляски. Другие высказываются против из соображений безопасности.
«Люди быстро забывают, что должны храниться коляски и велосипеды, начинают сперва хранить ненужное, а потом и опасное. И как показал опыт нашего дома, некоторые считают, что можно поставить не только стену без проекта, но и подпитать часть квартиры к МОПу со словами — пусть платит весь дом за меня»,
— высказался один из жильцов Константин.
В качестве альтернативы выступающим за перегородки предложили колясочные и стойки для велосипедов. Оба варианты были отвергнуты. Первый по причине того, что цепи и шнуры, которыми крепится велосипед, легко перерезаются, а сиденья, рули, тормоза и все, что можно продать, снимается. Колясочные, по опыту, часто «заплевывают». Прийти к единому решению жильцам пока не удалось.