За последний год несколько торговых сетей в Петербурге закрылись, обанкротились или продались. Обладатели бытовой техники и товаров, купленных в обычные дни или ухваченных на финальных распродажах MediaMarkt и «К-раута», задались вопросом: что делать, если гарантия на покупку еще действует, а магазина больше нет, кто будет осуществлять гарантийную поддержку?
Закрытие крупных магазинов сродни празднику или первому дню после вынужденной диеты. Охваченные азартом покупатели сметают товары с полок за считанные дни, но бытовая техника и электроника, увы, не долговечна. И если счастливые обладатели уцененных блендеров, холодильников с молотка и электроинструментов за полцены могут махнуть рукой: за эти деньги товар прослужил им сполна, то покупатели, которые приобрели дорогостоящую технику по обычной цене, смириться так просто не могут.
С проблемой не так давно столкнулась петербурженка Анна. Два года назад она приобрела в «Юлмарте» кондиционер, который не так давно сломался. За это время компания из-за разногласий между акционерами успела сменить юридическое лицо, и теперь женщина не может вернуть деньги по гарантии.
«Купила кондиционер в 2016 году. Гарантия 3 года. Тогда они назывались ООО «Юлмарт РСК». В этом году он сломался. Приняли на экспертизу, пришло решение — возврат денег. Однако сейчас они называются ООО «Юлплейс» и якобы не имеют отношения к той организации. ООО «Юлмарт РСК», которое, по их словам, должно выплачивать, в банкротстве. Вот вам и гарантия. Они меняют названия, сидя там же, работая под брендом Юлмарт и имея тот же сайт, и у меня даже тот же код клиента, а они снимают с себя ответственность», — поделилась покупательница Анна в группе «Живем на Васильевском| Васильевский остров».
В пресс-службе Юлмарта пояснили, что, в случае, если покупательница обращалась с товаром в авторизированный сервисный центр производителя, а он дал заключение о неремонтопригодности, то Юлмарт вернёт деньги при обращении к ним.
«Гарантийные обязательства выполняются независимо от юрлица продажи», — уточнили в компании.
Но подобная история, как оказалось, не редкость и не всегда решается в пользу покупателя. На тематических форумах и сайтах-отзовиках десятки сообщений о том, как люди из-за смены юридического лица не могли вернуть деньги или потребовать отремонтировать товар по гарантии. Так, например, за несколько лет интернет-магазин техники и электроники «Плеер.ру» сменил несколько юридических лиц: ООО «Линовер», ООО «АЛЕКО-А» и ООО «Рассвет». Сейчас компания зарегистрирована как ООО «Алеко Т».
«Если это сетевой магазин, то надо искать сеть. Если магазин совсем закрылся и юрлицо ликвидировано, ничего сделать нельзя. Значительная часть судебных решений по защите прав потребителей не исполняется, потому что юрлица закрываются и открываются с новым названием. Они уже не имеют к тому никакого отношения, хотя работают те же самые люди в том же самом помещении. К сожалению, этот вопрос никак не регулируется», — рассказал «Мойке78» сопредседатель Общества потребителей РФ Анатолий Голов.
В Обществе потребителей также пояснили, что Роспотребнадзор в этой ситуации бессилен. Предъявить требования он может только прежнему юридическому лицу, которое в таких ситуациях, как правило, либо ликвидировано, либо продолжает существовать лишь номинально: денег на счетах нет, люди уволены, отсутствует уставный капитал.
Решить вопрос можно, обратившись напрямую к производителю. Закон предоставляет возможность требовать с изготовителя обеспечение ремонта и технического обслуживания товара. Потребитель также вправе вернуть некачественную покупку изготовителю.
Отметим, что гарантийное и сервисное обслуживание товаров, купленных в MediaMarkt, планирует поддерживать компания «М.Видео». Ранее департамент по связям с общественностью «М.Видео» объявил, что MediaMarktSaturn купит 15% акций ПАО «М.видео» у Группы САФМАР. Бизнес МедиаМаркт Россия в итоге перейдет ООО «М.видео Менеджмент» — дочке ПАО «М.Видео». Ожидается, что после закрытия сделки на месте магазинов MediaMarkt откроют «М.Видео» и «Эльдорадо»