Все больше людей предпочитают платить за возможность пользоваться, а не обладать. Машины в аренду, велосипед на час, еда по обмену, коворкинги и секонд-хенды из диковины превращаются в тренды. Веяние своевременно подхватили московские власти. В Петербурге дела обстоят иначе: Смольный пока к шеринговой экономике равнодушен.

Пока Москва запускает третий сервис аренды электросамокатов и выбивается в лидеры по числу каршеринг-автомобилей, Петербург сдает назад. В 2018 году Смольный в два раза урезал финансирование велопроката: дотации сократились с 60 млн до 30 млн рублей. При этом, как рассказал «Мойке78» директор «Велогорода» Виталий Блаженов, соглашение о перечислении субсидий пока даже не подписано. Единственные деньги, что имеются в распоряжение сервиса, он заработал своими силами. 

Чиновники который год обещают петербуржцам километры велодорожек, но на данный момент их явно не хватает. За неимением выделенной полосы велосипедистам приходится выезжать либо на дорогу, либо на тротуар и мешать автомобилистам и пешеходам. 

С каршерингом дела обстоят не лучше. Бодрые речи губернатора Петербурга Георгия Полтавченко в январе 2017 года на запуске сервиса итальянской каршеринговой компании «Делимобиль» ни к чему не привели. 

«По мнению губернатора, сервис поминутной аренды будет востребован в нашем городе. Благодаря новому проекту уменьшится загруженность дорог, улучшится транспортная и экологическая ситуация в центре города», — передавала пресс-служба администрации.

На этом участие Смольного в развитие каршеринга закончилось. Сервис, по всей видимости, городским властям приглянулся, но не настолько, чтобы оказывать поддержку. Сейчас в Петербурге каршеринг никаких льгот не получает. Это привело к тому, что новые игроки на рынок заходить не хотят. Лучший, по мнению каршероводов, сервис BelkaCar, не так давно Петербургу предпочел Сочи. Без конкуренции существующим сервисам нет причин развиваться. По слухам, дошло до того, что местный каршеринг-автопарк пополняют списанные, ненужные в Москве машины. 

Разговоры о запуске в Петербурге сервиса краткосрочной аренды электросамокатов тоже оказались пустыми. В мае активно обсуждалось появление этим летом в городе услуг от компаний YouDrive и «Делисамокат», но до конца августа остался один день, а ни один из сервисов так и не заработал.

Губернатор Георгий Полтавченко произносит речь во время запуска «Делимобиль» в Петербурге. Фото: gov.spb.ru

Шеринговая экономика, как отмечает доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Елена Шакина, выгодна для потребителя и того, кто такие услуги предоставляет. Особенно при условии, если есть возможность гарантировать качество и безопасность. Шеринг позволяет установить более низкие цены, а также обеспечить работу остальных рыночных механизмов. «Покупатель» и «продавец» находят друг друга существенно быстрее и без дополнительных издержек. 

«Тем не менее это может «убрать» постепенно с рынка других, более традиционных игроков. А это может вызвать недовольство, с одной стороны», — комментируют Елена Шакина.

Отсутствие поддержки шеринговой экономики — это либо результат лоббирования, либо недоверие властей к отрасли, считают экономисты. Продвигает ли Смольный интересы традиционного бизнеса или беспокоится о безопасности и качестве услуг таким образом, не ясно. Но очевидно, что без поддержки властей шеринг не может развиваться в правильном направлении.

Губернатор Георгий Полтавченко изучает приложение для каршеринга. Фото: gov.spb.ru

Сейчас попытки интегрировать новомодные сервисы в город больше похожи на пародию: велосипеды без велодорожек, вялый каршеринг и одни лишь разговоры обо всем остальном. В декабре прошлого года Национальный исследовательский институт технологий и связи присудил Северной столице второе место в рейтинге «умных городов» после Москвы. И в этом есть смысл. То, что Петербург должен быть если не первым, то хотя бы вторым после столицы, заведено с незапамятных времен. Сформировавшаяся иерархия играет злую шутку с городом. 

Попытки не отставать приводят к тому, что сервисы и услуги бездумно внедряются следом за Москвой, при этом о том, как они будут развиваться и как интегрировать их в среду Петербурга, чиновники и бизнесмены задумываются не всегда.

Разговоры о плюсах шеринговых сервисов и торжественные перерезания ленточек — не более чем картонка и красивая иллюстрация плохо проработанной системы. 

С другой стороны, как подчеркивает доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург Елена Шакина, властям совсем не обязательно вмешиваться в процесс развития шеринговой экономики. 

«Если посмотреть на опыт других стран, в Европе яркие примеры Германии и Испании, где было принято решение шеринговые сервисы не поддерживать напрямую, но и не препятствовать их развитию», — отмечает экономист.

Модель такая имеет право на существование, но для Петербурга, похоже, не приемлема. Для успешной работы шеринговых сервисов в городе им необходим стартовый толчок, каким могли бы стать льготы или любая другая поддержка Смольного. Пока же Петербург выглядит крайне неблагоприятной и непривлекательной площадкой для игроков шерингового рынка.