В Петербурге могут запретить выпускать отловленных бродячих собак и кошек обратно на улицу. Признать недействительными региональные нормы, регулирующие вопрос безнадзорных животных, через суд пытается жительница города. Против выступают чиновники и зоозащитники. Но этого, как показывает опыт, бывает недостаточно.
Слушание по делу состоится 9 октября в Санкт-Петербургском городском суде. Борцы с бродячими собаками в лице петербурженки Светланы Антоновой подали иск с требованием запретить в городе действующую программу «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат» (ОСВВ).
ОСВВ в Петербурге действует с 2005 года. Она подразумевает, что безнадзорных животных отлавливают, кастрируют, чипируют, вакцинируют и возвращают в прежнюю среду обитания. Все процедуры проводят в клинике ООО «Ветеринарный Госпиталь». Деньги на реализацию программы выделяют из городского бюджета. Благодаря ОСВВ, как утверждают в Управление ветеринарии, количество безнадзорных собак не увеличивается и уже на протяжение нескольких лет не превышает 7 тысяч. Программа в то же время вызывает ряд вопросов, противниками её выступают борцы с бродячими собаками и догхантеры.
«Противодействие двух сторон, которые по разному смотрят на проблему, существовало всегда. За 12 лет программы масштаб бедствия стал меньше. Но пока мы не примем закон об ответственном обращении с животными или не займемся самовоспитанием, победить проблему не удастся. Элементарно учить детей не кидаться камнями в собак и прекратить подкармливать животных возле подъездов или на детской площадке — то малое, что мы можем сделать. Собаки не будут собираться там, где их не кормят. И, поверьте, они не пропадут и найдут свою еду там, где нет народной тропы, где нет детского сада рядом. Каждый должен вносить свою лепту», — прокомментировала заместитель генерального директора ООО «Ветеринарный Госпиталь» Елена Мезенцева в разговоре с «Мойкой78»
Сейчас борцы с бродячими собаками уверены, что животным место в спецприемниках или приютах, а никак не на улицах. Но на то, чтобы поместить туда всех отловленных собак, в Петербурге нет подходящих условий. В городе, как отмечают зоозащитники, действуют только частные приюты и НКО, где принимают больных, травмированных или потерявших хозяина животных. Для остальных они не предусмотрены. Что в таком случае делать с собаками и кошками после отлова, не ясно. Единственный выход, который напрашивается – усыпление.
«Поданный иск в корне противоречит надеждам большинства жителей Санкт-Петербурга на исключительно гуманный подход к вопросу безнадзорных животных, идет вразрез с представлениями о благополучной экологической обстановке и травмирует сердца неравнодушных граждан», — прокомментировали зоозащитники.
Слушание по этому делу уже должно было состояться в Санкт-Петербургском городском суде 25 сентября, но его перенесли.
Примечательно, что для России подобные прецеденты не в новинку. Год назад в Перми запретили выпускать отловленных бродячих животных обратно на улицу. Решение было принято через с суд с подачи краевой прокуратуры. Представители ведомства пояснили это тем, что в федеральном законе не предусмотрен возврат собак и кошек после стерилизации в прежнюю среду обитания, чему противоречат региональные нормы. Ответчиком по делу, как и в случае с Петербургом, выступал город. Суд разрешился в пользу истца, правила, регулирующие вопрос бродячих животных, признали недействительными.