Владельцы
проходческого щита по имени «Надежда»,
который мог бы прорыть тоннель под
Невой, с большим, похоже, интересом
наблюдают, как набирает обороты протестная
активность вокруг строительства
Восточного скоростного диаметра.
В
2015 году компания «Метрострой» за 22 млн
евро купила проходческий щит «Надежда».
(Интересный факт: крупнейший из
существующих в Петербурге тоннелей под
дамбой строил именно «Метрострой».) В
2017-м щит завершил тоннель от станции
метро «Приморская» до «Новокрестовской»,
был разобран на части и отправился до
лучших времен на склады.
Спустя
год, в ноябре 2018-го, перед «Надеждой»
вновь замаячили перспективы трудоустройства.
В Невском районе состоялись общественные
слушания по поводу строительства
Восточного скоростного диаметра и
переправы через Неву, в частности.
Горожане
выразили недовольство: если в створе
улиц Фаянсовой и Зольной появится новый
мост, он мало того что испортит
исторические виды, так еще и местные
жители рискуют повторить опыт печально известного дома номер 5 на Ремесленной
улицы.
А
вариантов, собственно, два. Во-первых,
можно возвести мост. Это, говорит
председатель комитета по развитию
транспортной инфраструктуры Сергей
Харлашкин, обойдется примерно в 8 миллиардов рублей. Или прокладывать
тоннель за 12 (или больше) миллиардов.
С
одной стороны, изначально более дешевый
проект — мост, который к тому же дешевле
в обслуживании. При этом, правда, власти
рискуют навлечь на себя гнев общественности.
С другой — тоннель под Невой. Проект в
разы затратнее, однако горожанам он,
судя по всему, понравится больше. Да и
владельцы щита, очевидно, будут довольны.
Кроме
того, идея прорыть тоннель под Невой не
нова. Еще при Валентине Матвиенко такую
мысль обсуждали в Смольном, более того
— проект (тогда Орловского тоннеля)
подготовила
компания «Система-Галс», а к 2010 году
ООО «СУ-299» еще и провело геологические
изыскания.
В
итоге, правда, строительство заморозили.
Занявший в 2011 году губернаторское кресло
Георгий Полтавченко счел идею экономически
невыгодной. Изначально создание тоннеля
оценивали в 24 млрд рублей, но ценник
подскочил сначала до 49, а потом и до 79
млрд рублей.
Как
эти цифры соотносятся с теми, что назвал
глава КРТИ Сергей Харлашкин, не ясно.
«Мойка78» направила чиновнику запрос с
просьбой разъяснить, по чем нынче
тоннели.
В
любом случае новому губернатору совсем
скоро предстоит сделать выбор, определить
концессионеров для строительства ВСД
город собирается в 2019 году. И тут главным
аргументом в пользу варианта подороже
вполне может стать тот самый протест
активистов — с митингами и петициями.
Благо, что предпосылки для этого протеста
уже начали зарождаться на общественных
слушаниях.
Напомним,
стоимость проекта ВСД в целом оценивается
в 160 млрд рублей. На Петербургском
экономическом форме-2018 город подписал
соглашение о намерениях об участии в
проекте с банком ВТБ на 160 млрд рублей
и Европейским банком развития на 110 млрд
рублей.
Нынешний
проект, по-видимому, окажется много
скандальнее. Если ЗСД прокладывали по
слабо заселенным территориям, то путь
восточного диаметра лежит чуть ли не
по плотным районам.
Плюс
ко всему — намечается очередной скандал,
если концессионеру новой дороги будут,
как и в случае с ЗСД, выплачивать миллиарды
рублей «недополученного дохода». Сейчас
как раз некоторые чиновники предлагают
отказаться от этой порочной практики
в пользу увеличения срока окупаемости
проекта.