Девелоперы уходят в транспортные проекты, этот вариант уже обкатал на «Чижике» LSR, но на метро строители недвижимости замахнулись впервые. Правда, только на уровне слухов и вбросов в достаточно авторитетных СМИ Петербурга. Тему частного метро в интересах своего проекта города-спутника «Южный» прокачивает «Старт Девелопмент» миллиардера Захара Смушкина.

«Южный» — громкий проект, который муссируется не первый год. Новое строительство планируется на площади около 2 тыс. гектаров. Инвестор обещает около 4,3 млн квадратных метров нового жилья.

Земли под «Южный» «Старт Девелопмент» купил еще в 2009 году, к весне 2011 года проект получил статус стратегического, а еще через год — приоритетного инвестпроекта. Под «Южный» со скандалами были внесены корректировки в Генплан Петербурга, а для еще большего веса и привлечения интересантов в спутнике решили строить Инноград науки и технологий.

Концепция «Южного». Фото: скриншот презентации с сайта «Старт Девелопмент»

В мае 2015 года было подписано соглашение между «Старт Девелопментом», Смольным, Университетом ИТМО и федеральным игроком — Роснано. Стороны договаривались сотрудничать при строительстве Иннограда.

Девелопер выделял участки под проект, а вот правительство Петербурга брало на себя помощь в  развитии транспортной и социальной инфраструктуры «Южного».

Но за почти четыре прошедших с этого времени года в сторону будущего «Южного» так и не пошло метро, не поехал аэроэкспресс и не покатился легкорельсовый трамвай.

Концепция «Южного». Фото: скриншот презентации с сайта «Старт Девелопмент»

При этом на  ИТМО Хайпарк в Смольном большие планы: более 3 тыс. 500 студентов в кампусе, 12 тыс. рабочих мест, пять инновационных производств. А вот комментировать планы по частному метро, которое якобы готов тянуть к своему «Южному» Смушкин, в Смольном не спешат.

Комментарии, которые дал «Фонтанке» писавшей о проекте частного метро вице-губернатор Эдуард Батанов, сложно назвать подтверждением планов Смушкина. Но в связке имен может показаться, что проект обсуждается в правительстве города.

В представленном на сайте «Старт Девелопмента» проекте «Южного» — 134 тыс. жителей. И ни слова о метро.

Концепция «Южного». Фото: скриншот презентации с сайта «Старт Девелопмент»

Видимо, драйвера в виде Хайпарка ИТМО теперь мало, а для продаж в проекте, рассчитанном на реализацию в течение 15 лет, нужны новые импульсы. ИТМО — первый и пока единственный резидент «Южного». «Старт девелопмент» предлагает застройщикам и инвесторам проекты комплексного освоения территории, участки и проекты для соинвестирования в «Южном», но пока информации о значимых сделках нет ни на сайте самой компании, ни в СМИ.

О том, что они не получали заказов на продажу или покупку участков в «Южном», «Мойке78» сообщили два крупнейших игрока петербургского рынка — Российский аукционный дом и Knight Frank.

Иначе как отсутствием живого интереса не объяснить масштабы заявок на частное метро: от семи до восьми станций и около 160 млрд рублей инвестиций. Отметим, общий объем инвестиций в сам проект «Южного» изначально заявлялся в 176 млрд рублей. Потом стала озвучиваться сумма в 219 млрд. Метро до города-спутника, которое стоит почти как весь город с Хайпарком, — смелая затея.

Концепция «Южного». Фото: скриншот презентации с сайта «Старт Девелопмент»

Смелой и мало реализуемой идея кажется хотя бы потому, что никто в России этого еще не делал. Единственная станция метро, построенная на частные деньги, находится в Москве. Это станция «Мякинино», строительство которой финансировала компания Crocus Group в интересах своего комплекса «Крокус Сити».

Холдингу Араса Агаларова проект обошелся в 600 млн рублей. Строилась станция по идее на основе государственно-частного партнерства, но до сих пор принадлежит своему инвестору. Процесс передачи запущенной еще в 2009 году станции «Мякинино» в бессрочную безвозмездную аренду ГУП «Московский метрополитен» длится уже несколько лет.

При этом летом 2016 года станцию угрожали закрыть — частный владелец станционного комплекса якобы не торопился исполнять требования безопасности.

Мэр Москвы Сергей Собянин согласился не закрывать «Мякинино» только при условии, что Crocus Group срочно устранит проблемы. Сообщалось, что после такого стечения обстоятельств Агаларов  таки согласился отдать на баланс «Московского метрополитена» не только пути, но и вестибюль и выходы из метро.

Станция метро «Мякинино». Фото: Википедия

Но даже в московском прецеденте речь идет об одной станции и 600 миллионах. Проект Смушкина, который разошелся по СМИ Петербурга, вызывает вопросы не только ценой, но потенциальными исполнителями. Кто построит восемь новых станций практически до Пушкина, если петербургский монополист «Метрострой» агонизирует, не может достроить Фрунзенский радиус, а планы Смольного на компанию — все еще туманны.

Еще один вопрос — кто и на каких условиях будет содержать ветку до «Южного», у кого, кроме ГУП «Петербургский метрополитен», есть компетенции поддержания в рабочем состоянии таких систем?

Возникает и вопрос автономности. Те же «Чижик» и ЗСД, построенные по схеме ГЧП, не являются продолжением действующих транспортных систем, а работают как самостоятельные структуры. Частное метро сейчас звучит как фейк. Или как попытка завлечь покупателей.

Сработала же эта приманка с Кудрово, где метро, причем на уровне официальных властей, обещают как минимум с 2011 года, а слухи о станции «Народная», которая после разморозки строительства превратится в «Кудрово», и вовсе витают с конца 1990-х. В надежде на скорое появление метро в Кудрово скупали земли, а потом квартиры в новостройках. Станцию обещают, сроки передвигают, а жилье все еще продается под обещания пешей доступности метро.

Метро или хотя бы легкорельса не смогли добиться китайские инвесторы «Балтийской жемчужины». Огромный новый квартал уже населен, все еще ширится и до сих пор не имеет удобного транспортного сообщения с центром Петербурга. А как резво шли продажи под сказки о надземном экспрессе, который свяжет «Балтийскую жемчужину» со станцией метро «Обухово» (планы 2006 года), легкорельсовом трамвае от «Балтийской жемчужины» до станции метро «Автово» (2013 год), потому уже до «Кировского завода» (2014), затем — от «Кировского завода» до Петергофа с заездом в «Балтийскую жемчужину» (2015).

С удачной станцией метро «повезло» только миллиардеру Олегу Дерипаске. Новенькая станция «Парнас» обеспечила высокий интерес к проекту его структур «Северная долина».

Есть ли у Захара Смушкина такой ресурс для лоббирования или финансы для строительства своего метро, в публикациях о будущем ГЧП не сообщается.