Уникальное паровозное депо, которое когда-то украшало станцию Любань, зашили металлопрофилем поверх исторических кирпичей. Такую «реставрацию» никто не согласовывал. Депо-новодел подпортит туристам виды широко рекламируемого маршрута «Государева дорога».
Паровозное депо с поворотным кругом появилось на Николаевской железной дороге, связавшей Петербург и Москву, в 1852 году. Сейчас от круглого депо под высоким куполом осталась только половина круга, давно демонтирован и украшавший его купол. Но депо — выявленный объект культурного наследия. Он был поставлен на учет в июне 1991 года и находится под охраной.
Только эта охранная грамота не помогла, когда красные кирпичи XIX века стали зашивать профилем. Как оказалось, безо всякого согласования работ с Комитетом по культуре Ленинградской области.
Тревогу забили в администрации Тосненского района и обратились в Комитет в начале февраля. Чиновники из Петербурга отправились в Любань с внеплановой проверкой.
«Установлено, что на момент проведения проверки на объекте проводились работы по обшивке стен паровозного депо профлистом. К кирпичным стенам объекта культурного наследия с помощью дюбель-гвоздей закреплен металлический каркас. Пространство каркаса заполнено утеплителем из минерало-ватных плит»,— рассказали «Мойке78» в Комитете по культуре.
Вывод проверяющих был неутешителен — внешний вид старинного депо искажен.
Работы по закатыванию депо в металл вел собственник здания — ОАО «РЖД». «Мойка78» направила запрос в ОЖД, в ведении которого находится станция Любань. Спрашивали, какого рода работы проводятся сейчас в депо и согласовывались ли работы с Комитетом по культуре, но ответа на момент публикации так и не получили.
Несмотря на то, что от изначального круга осталась половина, депо в Любани сохранило ценность. Оно было возведено по типовому проекту 1849 года. Автор проекта — профессор Императорской Академии художеств архитектор Рудольф Желязевич. Его учителем был легендарный Константин Тон, который построил Московский вокзал в Петербурге и Николаевский в Москве, а также возвел Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату.
Поворотные депо взращивали вокруг себя целые поселки, где жили инженеры, паровозные и ремонтные бригады. Обслуживания требовали и сами депо. Они были новаторскими для того времени: внутрь вел тоннель. Паровоз с него попадал на поворотный круг и становился в свободное стойло для осмотра или ремонта. Всего их было 22 — сквозные и тупиковые.
Над поворотным кругом в центре депо возводили легкий металлический купол со световым фонарем, который использовали и для вентиляции.
Вся Николаевская железная дорога строилась как единый архитектурный ансамбль, а Любань — особая для ОЖД станция. Недалеко от нее в своей усадьбе Померанье жил Павел Мельников — вдохновитель строительства Николаевской железной дороги и первый министр путей сообщения России. У здания вокзала в Любани стоит памятник Мельникову. И похоронен он там же.
В Любани действует и церковь святых Петра и Павла, построенная по проекту Тона, восстановленная и являющаяся единственной железнодорожной церковью в стране.
Остановки в Ленобласти — Любань, Тосно и Гатчина. В Любани туристам покажут здание старинного вокзала и храм Петра и Павла. И вряд ли покажут половинку круга исторического депо, незаконно спрятанного за металлопрофилем.