Проект речного такси в Петербурге не зашел. Маршруты аквабусов сокращали, а в 2016 году и вовсе закрыли проект. Теперь с провальной идеи стряхивают пыль — в городе активно продвигается идея, что аквабусы — это будущее водного транспорта.
Тема аквабуса особенно ярко проявилась в информационном поле Петербурга этим летом. Деловые СМИ раз за разом публиковали статьи о водном такси, оживление появилось в паблике «АКВАБУС городские водные маршруты», замершей в 2016 году, а в июне для горожан и вовсе устроили бесплатную поездку на аквабусе. Правда, акция была разовой, организаторы ее назвали однодневной тестовой навигацией.
По мнению генерального директора компании «Астра Марин» Андрея Кузнецова, возвращение к идее аквабусов — поиск выхода из транспортного коллапса на суше.
«Это связано исключительно с тем, что город задыхается в пробках. Сплошные заторы в исторической части города, в том числе из-за туристических автобусов. Поэтому использовать водную акваторию – разумное решение. Это выгодно всем: и петербуржцам, и многочисленным туристам»,— считает Андрей Кузнецов.
Директор по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева считает, что разговоры о возвращении аквабуса — это эхо нового проекта с речными трамваями, который запускается в Москве. А Петербург любит подглядывать инфраструктурные проекты у столицы.
Между тем, водный транспорт уже успешно используют во всем мире – Гамбург, Лондон. Причем это и туристические, и пассажирские перевозки. С реками и каналами Петербурга такая услуга будет востребована.
Но востребованности и рентабельности, однако, не было заметно в первый приход аквабусов в город. Это, по мнению гендиректора «Астра Марина», следствие того, что о реальных запросах пассажиров никто не подумал.
«На мой взгляд проблема в маршрутах, которые разрабатывали «теоретики». Раньше дороги строили там, где тропинки были протоптаны. Здесь та же схема действует – причалы нужно ставить там, где людям удобно ездить, а не там, где вздумается. Это, прежде всего, центральная историческая часть города, Кронштадт, Лахта-центр. А дальше – больше. То есть, чтобы такой транспорт был востребован, нужно ориентироваться на потребности пассажиров»,— пояснил Андрей Кузнецов.
С ним согласна директор по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева. По ее словам, аквабусы так и не стали городским транспортом, решающим проблемы с пробками, а оказались дешевым развлечением для гостей Петербурга.
«Аквабусами пользовались туристы для недорогих прогулок по воде. В Петербурге трудно выбрать маршрут, который был бы необходим как транспортный по воде. Это не для нашего города и не на этом этапе. Аквабусы субсидируются из городского бюджета, и получается, что город выделяет средства на туристические маршруты. Но ведь туристы приезжают, чтобы оставлять деньги. Какой смысл субсидировать маршруты для них из бюджета?»— отмечает Надежда Малышева.
Между тем в появившейся в начале лета группе «Петербургский аквабус» ВКонтакте ищут инвесторов для возрождения проекта аквабуса.
«В настоящее время группой активистов разрабатывается бизнес-план, предполагающий эксплуатацию водного общественного транспорта без привлечения субсидий»,— сообщается в паблике.
Без городских денег речное такси предлагают вернуть в форме публичного акционерного общества, а акции продать заинтересованным горожанам. Потенциальным акционерам даже обещают дивиденды. На пробу предложат рейсы аквабусов с бесплатным проездом от Свердловской набережной в створе Пискаревского проспекта до Смольной набережной в створе Смольной улицы.
Напомним, аквабусы должны были дополнить систему городского общественного транспорта, поддержав ее с воды. С 2010 в Петербурге речное такси ходило по пяти маршрутам с линиями в Кронштадт и Ломоносов. Но уже по итогам 2011 года стало понятно: аквабус — проект убыточный. Линии стали сокращать, а стоимость проезда — поднимать.
Пассажиры жаловались на необязательное расписание речного такси, очереди на причалах при малой вместимости аквабуса и другие недостатки этого перспективного, казалось бы, вида транспорта.
Еще в 2013 в Смольном, несмотря на урезание количества маршрутов аквабусов, строили грандиозные планы — речные такси, которые перевозят пассажиров к крупным офисам и бизнес-центрам, например, к Лахта-центру.
Но уже с 2014 года правительство города перешло от субсидированных маршрутов аквабусов к несубсидируемым экскурсионно-прогулочным маршрутам. В итоге Комитет по транспорту переключился на проект «Городские причалы Санкт–Петербурга».
«Этот проект, пришедший на замену другому проекту — «Аквабусу», уже в 2018 году достиг своих целевых показателей, хотя был рассчитан до 2022 года… Пригодились и понтоны, закупленные для «Аквабуса» в 2009–2011 годах под остановочные пункты»,— сообщали в ведомстве, будто оправдывая траты на провальный проект аквабуса.