«Мойка78» продолжает исследовать феномен аналитического агентства «ТурСтат», которое стало едва ли не главным поставщиком новостей о сфере отдыха и путешествий. На него ссылаются не только СМИ, но и главы регионов, в частности, губернатор Новгородской области, и руководители ведомств, ответственных за развитие туризма.
После предыдущей публикации «Мойка78» получила письмо, в котором администрация сайта попыталась убедить редакцию в том, что профессионально занимается аналитикой и интернет-исследованиями. По словам представителей агентства, «анализ делается на основе публичных данных посещаемости и методом экспертных оценок». Какое количество экспертов привлекают к опросу и как подбирается их состав, в «ТурСтате» не уточнили. Это стало понятно из дальнейших объяснений — в агентстве утверждают, что для составления рейтингов опрашивают пользователей своего сайта.
«По окончании голосования опросы удаляются, поэтому вы их не увидели»,— заявили представители ресурса.
Пояснений, как интернет-пользователи вообще узнают о проведении опросов на сайте при отсутствии даже страниц в соцсетях, не последовало. В «ТурСтате» настаивают, что получают большую часть трафика из поисковиков, а не со страниц СМИ, цитирующих агентство. Не дано ответа и на вопрос об объеме и репрезентативности выборки из посетителей сайта с заявленной аудиторией менее тысячи человек в сутки (установить достоверно посещаемость и источники трафика невозможно — счетчики на сайте скрыты).
По схеме, описанной «ТурСтатом», работает и крупный сервис бронирования жилья Tvil.ru. Однако у последнего, в отличие от «ТурСтата», есть активные сообщества в нескольких соцсетях, где и проводятся опросы. Назвать их репрезентативными сложно — на вопросы отвечают от нескольких десятков до пары сотен подписчиков, но компания эти цифры не скрывает и не удаляет итогов голосования. Однако в основу большей части исследований ложатся данные по бронированиям из собственной обширной базы Tvil.ru.
Иногда оба ресурса публикуют похожие обзоры. Так, 19 июля Tvil.ru в связи с грядущим Днем трудяги (оказывается, есть такой праздник) поинтересовался у участников своей группы, в каком городе живет больше всего трудоголиков. Спустя два дня «ТурСтат» опубликовал свой рейтинг, посвященный тому же неочевидному событию. Можно найти и другие примеры профессионального единомыслия.
В Tvil.ru озадачены чередой совпадений, но пока склонны считать ее случайностью, сообщила «Мойке78» директор по развитию компании Оксана Шустикова. Никаких совместных проектов с «ТурСтатом» компания не ведет.
С какой целью проводятся и публикуются подобные «исследования» и есть ли у «ТурСтата» коммерческие задачи, в агентстве не объясняют. Зато очередной топ-10 в чем-нибудь лучших городов с удовольствием подхватывают СМИ. Среди главных распространителей новостей от «ТурСтата» — крупнейшие государственные информагентства и издания страны: РИА «Новости», ТАСС, «Российская газета». В Петербурге рейтингами агентства не гнушаются СМИ, подчиняющиеся Смольному. Часть из них получает информацию от пресс-служб заинтересованных комитетов и ведомств.
Несмотря на то, что подтвердить достоверность таких новостей невозможно, под понятие «фейк-ньюз» они не попадают, поскольку не влекут никаких общественно-опасных последствий. Проблема лежит исключительно в области журналистской этики, рассказала «Мойке78» директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. Такие публикации бьют по репутации всей медиасферы, уверена юрист, и бороться с проблемой можно только усилиями самой отрасли.
По подсчетам «Мойки78», на данные «ТурСтата» с разной степенью регулярности ссылались, а затем цитировались СМИ:
Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга;
пресс-служба губернатора и правительства Ленинградской области;
губернатор Новгородской области Андрей Никитин;
пресс-служба правительства Тверской области;
пресс-служба правительства Тульской области;
мэрия Казани;
сайт правительства Нижегородской области;
сайт правительства Свердловской области;
отдел по работе со СМИ департамента информационной политики Екатеринбурга;
Агентство туризма и продвижения Тюменской области;
Туристский центр Алтайского края;
министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак;
Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа;
начальник управления развития туризма и межрегиональных связей минэкономразвития Ростовской области Инна Шинкина;
Управление информационной политики правительства Ростовской области;
пресс-служба Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края;
министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко;
пресс-служба администрации Липецкой области;
пресс-служа администрации Тамбовской области;
пресс-службы министерства культуры Московской области.