Ровно год назад, 17 сентября 2018 года на Новоприозерском шоссе был застрелен 53-летний авторитетный бизнесмен Бадри Шенгелия. С десяток пуль изрешетили черный «Мерседес S500», двигавшийся в сторону Петербурга, и голову его водителя. По версии следствия, стрельба велась из двигавшейся параллельно по трассе белой иномарки с финскими номерами.
Дерзость, характер исполнения, а также выбор места преступления, не оснащенного камерами наружного видеонаблюдения, лучше всяких слов говорили о том, что работали профессионалы. Уже в первые часы многие высказывали мысль, что если убийство того, кого называли одним из главных рейдеров на Северо-Западе периода «нулевых» годов, не удастся раскрыть по «горячим следам», то, скорей всего, ему придется надолго остаться «глухарем». Так и произошло: по сей день убийство Бадри Шенгелии не раскрыто.
«Расследование уголовного дела по факту убийства Бадри Шенгелии продолжается. В настоящее время по уголовному делу выполняется комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление и задержание лиц, причастных к совершению преступления»,— рассказали «Мойке78» в Следственном управлении СКР по Ленинградской области.
Как пояснил источник в правоохранительных органах, ситуация осложняется обилием возможных версий, каждая из которых детально отрабатывается.
«Их много, и ни одна пока не является приоритетной»,— сообщил наш собеседник.
В первые дни после убийства СМИ также выдавали на гора множество версий, напоминая, в частности, что свидетельские показания Шенгелии стали серьезным звеном в цепочке доказательств, в частности, по делам Владимира Барсукова (Кумарина) и бывшего главы управления собственной безопасности СКР Михаила Максименко.
«Высказывать сейчас какие-то версии, кто мог поспособствовать его убийству, бессмысленно, поскольку людей, которые обрадовались его гибели, не десятки, а сотни. Представьте, сколько тех, кто мог пострадать в результате масштабных рейдерских захватов», — пояснял писатель Андрей Константинов.
Имя Бадри Шенгелии фигурировало в целом ворохе подобных дел, однако, как правило, в статусе свидетеля. Так было, в частности, с делом о рейдерском захвате в 2004 году магазина «Ткани» на Невском проспекте и помещения кафе «У Казанского», произошедшем год спустя. Под суд пошли другие лица, в том числе в разные годы входившие в окружение предпринимателя.
Сам же он лишь дважды оказывался на скамье подсудимых. По первому обвинению в мошенничестве с имуществом фирмы «ТТС» был оправдан в 2004 году по итогам повторного рассмотрения дела. В 2006 году Бадри Шенгелия вновь стал фигурантом «рейдерского» дела о захвате здания, входившего в комплекс фабрики «Рабочий», с помощью поддельных записей в ЕГРЮЛ, вносившихся через налоговую инспекцию №15. Незадолго до этого бывший сотрудник последней Вячеслав Орлов, якобы вписанный в рейдерские схемы, был найден убитым. По приговору суда Бадри Шенгелия получил всего 2 года 9 месяцев колонии общего режима и вышел по УДО.
Несмотря на то, что дело об убийстве самого Бадри Шенгелии пока остается «глухарем», сыщики называют его «небезнадежным». Тем более что раскрытие так называемых «преступлений прошлых лет» является одним из приоритетных направлений в работе Следственного комитета России. Так, в свое время некоторым казалось, что убийство семьи Зейналовых во Всеволожском районе в 2005 году, шокировавшее многих своей бесчеловечностью, никогда не будет раскрыто. Однако в октябре прошлого года в СИЗО отправились и предполагаемый исполнитель, и заказчик.