Новая схема автобусных маршрутов Петербурга обрела контуры, осталось утвердить. Рисовали ее по-чиновничьи, без оглядки на крупнейшие центры притяжения граждан, на авось. Но бояться коллапса не стоит — как и многие другие, этот проект останется, скорее всего, лишь в мечтах авторов. В отличие от повышения цен на проезд.

Со дня на день в Петербурге могут утвердить «Документ планирования регулярных перевозок». В нем — списки автобусных маршрутов, которые с 15 июля 2020 года будут созданы, отменены или скорректированы. Та самая новая транспортная схема, где цены на билеты собираются с будущего года повысить на 10 рублей.

История новой схемы

В мае 2019 года жители Васильевского острова узнали, что в их районе собираются упразднить с десяток маршрутов и встали на их защиту. Тогда главные по общественному транспорту из ГКУ «Организатор перевозок» созвали пресс-конференцию и попытались объясниться.

И.о. директора СПб ГКУ «Организатор перевозок» Владимир Шведченко. Фото: Мойка78

Чиновники рассказали, что реформировать автобусные перевозки их обязывает 220 федеральный закон. Документ, утверждали транспортники, обязывает ввести с 15 июля 2020 года единый тариф: регулируемый или нерегулируемый.

В первом случае цены определяет город, везде действуют льготы. Короче, все автобусы — социальные. При втором сценарии цену называют перевозчики, везде только маршрутки.

ГКУ «Организатор перевозок» остановился на регулируемом тарифе: решил оптимизировать сеть автобусных маршрутов и упразднить маршрутки как класс. А чтобы никто не остался без транспорта запустили серию общественных обсуждений.

Автобус в Пулково. Фото: ООО ВВСС

По итогам дискуссии решили сократить не 278 маршрутов, как планировали сначала, а 271. Об этом говорится в свежем проекте того самого «Документа о планировании регулярных перевозок». Еще этот документ предписывает создать 97 новых маршрутов, а 60 — скорректировать.

Как изучали маршрутную сеть

Чтобы вынести на обсуждение проект транспортной схемы, чиновники изучали нынешнее положение дел. И в этом — проблема.

Как обстоят дела с имеющимися социальными автобусами, узнать не трудно. Статистика по оплате карточками и прочие сведения есть в руках чиновников. По маршруткам таких данных, увы, нет.

Как писала «Мойка78», авторы транспортной реформы засылали в маршрутки своих шпионов, которые путем наблюдения оценивали пассажиропотоки коммерческих перевозчиков. В итоге профильный вице-губернатор Эдуард Батанов обмолвился, что ясного понимания, как там обстоят дела, пока нет.

Между тем, куда люди ездят чаще всего? На работу, в магазины, в увеселительные заведения.

Опрокинувшаяся маршрутка. Фото: ГУ МВД по СПб и ЛО

Компенсировать нехватку информации могли бы, к примеру, застройщики, которые возводят новые кварталы для сотен тысяч пассажиров. Можно было обратиться к торговым центрам и сетям, куда ежедневно стекаются гигантские пассажиропотоки. Есть, в конце концов, региональное объединение работодателей.

В открытом доступе наша редакция не нашла следов их взаимодействия с авторами транспортной реформы. Объединение работодателей и торговые сети на момент публикации этого материала на редакционные запросы не ответили. Из крупнейших городских застройщиков откликнулись трое.

«К сожалению, опытом поделиться не можем»,
— ответили в компании ЛСР о своем участии в формировании транспортной схемы.

В компании ПИК рассказали, что обеспечивают транспортную доступность покупателям своих квартир строительством дорог.

«Например, прокладываем пешеходные дорожки до станций метро или автобусных остановок, создаём дополнительные выезды на скоростные магистрали»,
— пояснили в компании.

Опыт работы именно с маршрутами автобусов (помимо строительства инфраструктуры) нашелся только у компании Setl City.

“В сентябре этого года по новому участку Комендантского проспекта поехали автобусы №171. Маршрут был продлен до остановки «Арцеуловская аллея»”,
— рассказали в Setl City.

Выходит, к созданию новой транспортной схемы Петербурга никого из них не привлекали. При таком отношении чиновников не удивительно, что и горожане, и эксперты опасаются транспортного коллапса в июле 2020 года.

Трудности реализации

Городские власти власти разложили все маршруты в 31 лот. Изначально разыграть их планировали в октябре-ноябре 2019 года, но потом отложили. Сейчас говорят про январь-март 2020-го.

Частным перевозчикам, чтобы соответствовать требованиям реформаторов, придется закупить порядка 2,3 тыс. новых автобусов. При этом сколько именно, каждый из них должен приобрести, станет ясно только после объявления торгов.

Автобус. Фото: Baltphoto/ Валентин Егоршин

Проще говоря, не факт, что производители автобусов сумеют удовлетворить большой спрос в короткие сроки. Тем более, что транспортную реформу проводят нынче не только в Петербурге.

Кроме того, городские власти, похоже, рассчитывают сэкономить бюджетные средства и намерены выбирать перевозчиков в формате аукциона вместо проведения конкурсов. При этом цена снижается, но могут заявиться не самые чистоплотные компании.

В общем, может статься так, что к 15 июля 2020 года выйти на маршрут по новым правилам будет некому.

И реформу отменят?

Когда в мае 2019 года «Организатор перевозок» анонсировал реформу, представители учреждения говорили, что выбор есть только из «регулируемый» и «нерегулируемый», а третьего не дано. Видимо, пытались такими заявлениями отрезать самим себе путь назад.

На самом деле статья 17 федерального закона 220, из-за которого реформу и затеяли, гласит, что третий путь все-таки есть.

Попавший на Мурманском шоссе в ДТП автобус Тихвин-Петербург. Фото: vk.com/spb_today

«Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона маршрутами регулярных перевозок (по регулируемым тарифам — прим.ред.) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать маршруты для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам»,
— говорится в статье 17 закона.
Иными словами — можно комбинировать маршруты с регулируемыми и нерегулируемыми тарифами, маршрутки и социальные автобусы.

Больше того, губернатор Александр Беглов уже сказал, что полностью отказываться от маршруток с 15 июля 2020 года не придется.

«Считаю возможным в переходный период одновременное существование маршрутов с регулируемыми и нерегулируемыми тарифами»,
— пояснил Беглов.

Не исключено, что в день «Д» реформа произойдет. На бумаге. А в реальности по дорогам северной столицы продолжат колесить маршрутки. И останется тогда вопрос — на что пошли 11 млрд рублей, которые губернатор сейчас закладывает на реформу в бюджет-2020?