Сбежавшая из больницы имени Боткина петербурженка Алла Ильина возвращается в медучреждение не по своей воле, а по решению суда. Петроградский районный суд удовлетворил административный иск Главного государственного санитарного врача Санкт-Петербурга о немедленном принудительном помещении под меднаблюдение, которое призвано обнаружить или не найти коронавирус у вернувшейся недавно из Китая женщины.
В данном же случае о принудительной госпитализации просили в иске, чтобы подтвердить либо исключить его — до этого момента в суд по таким вопросам медики не обращались. Отсюда на старте возникла путаница с подсудностью: сначала иск Главного государственного врача Санкт-Петербурга о принудительном помещении Ильиной под медицинское наблюдение в больницу имени Боткина был направлен в Куйбышевский районный суд, который был вынужден вернуть его и адресовать по месту регистрации беглянки.
За полчаса до начала заседания к зданию суда начали подтягиваться журналисты. На входе выстроилась внушительная очередь. У входа в зал было тоже не протолкнуться.
Внутрь попала лишь часть пришедших в суд представителей СМИ, по числу которых рассмотрение административного иска Главного государственного санитарного врача Санкт-Петербурга сравнилось с ажиотажем в Октябрьском райсуде при избрании меры пресечения обвиняемому в убийстве экс-доценту СПбГУ Олегу Соколову.
Накануне заседания представитель Аллы Ильиной, адвокат Виталий Черкасов, заявил СМИ о том, что его доверительница сдала анализы в платной клинике, результаты которых якобы оказались отрицательны. Сегодня их представили суду.
«Мы считаем, что данные документы не подтверждают безусловно отсутствие опасного заболевания»,— возразили против приобщения справок представители Роспотребнадзора.
Последних при этом отделял от Ильиной только неширокий стол. На это, а также отсутствие на лицах людей в бордовых кителях масок обратил внимание суда адвокат беглянки.
«Все действия представителей Роспотребнадзора указывают, что опасность отсутствует»,— настаивал адвокат Черкасов.
Сотрудники суда, кстати, отнеслись более ответственно к ситуации и постарались минимизировать возможные риски, установив в зале заседаний специальную дезинфицирующую лампу и очиститель воздуха. Несколько слушателей сидели в масках.
Виктор Черкасов ходатайствовал о допросе мужа Ильиной, уверяя, что его санврачи не вызывали, не осматривали после бегства супруги, и тот, мол, прекрасно себя чувствует, а значит никакой опасности его доверительница не представляет. В ответ представители Роспотребнадзора при поддержке прокурора заметили, что у мужа Аллы Ильиной нет медицинского образования, так что его показания к предмету иска отношения не имеют, с чем суд согласился. А вот документы с результатами платных анализов приобщил.
Как прозвучало в суде, Алла Ильина вернулась в Россию из КНР 31 января. В аэропорту Хабаровска туристы прошли термоконтроль — у Ильиной повышенной температуры выявлено не было. Но вскоре барышня почувствовала недомогание и обратилась в поликлинику. Там, увидев симптомы ОРВИ и узнав, что пациентка недавно вернулась из Китая, указали адрес — больница имени Боткина.
«В своем анамнезе она сообщила о возвращении с территории, опасной по вирусной инфекции. У Ильиной имелись клинические проявления, свидетельствующие о том, что она, возможно, была опасна как для себя, так и окружающих»,— поясняли в суде представители истца.
В больнице у барышни с температурой и прочими признаками опасной заразы взяли анализы, госпитализировав потенциальную опасную больную. Но, как теперь уже известно всей стране, пациентка решила, что ей пребывать в боксе не пристало, и покинула больницу.
Может быть, все бы и решилось иначе, да только беглянка тут же поспешила сообщить о нарушении карантина в соцсети. В итоге помимо лайков от любителей рассуждать о собственных правах и не помнить об обязанностях совершенно резонно последовал иск.
В суде представители Роспотребнадзора, настаивая на удовлетворении иска и немедленном препровождении Ильиной в больницу в случае его удовлетворения, пояснили: инфекция еще не изучена, и более или менее дать гарантию ее отсутствия у человека может только двухкратный отрицательный анализ.
«Предполагаемый инкубационный период составляет 14 дней»,— ответили на вопрос суда представители санитарного ведомства.
И тут же добавили: в Китае зафиксированы случаи, когда коронавирус проявил себя спустя две недели после заражения. У Ильиной анализы в больнице взяли 6 февраля. Как сообщили представители истца, в настоящий момент у Роспотребнадзора результатов нет. До 19 февраля, дня, до которого по решению суда должна будет провести в больнице Алла Ильина, они уж наверняка появятся.