С сегодняшнего дня в Петербурге стартовал установленный городским правительством режим обязательного ношения масок и перчаток в общественных местах. Он совпал с отменой президентом России растянувшихся на полтора месяца выходных дней. «Мойка78» оценила, как спешащие на работу и просто по делам горожане восприняли наложенную на них обязанность облачиться в индивидуальные средства защиты.
В 9 утра двор на проспекте Стачек встретил корреспондента «работающей» спортивной площадкой: пожилой местный житель активно занимался на тренажерах, с которых местное население давно сорвало красно-белые ленты. Мимо прошли дворники-мигранты с метлами. Без масок и даже рабочих перчаток.
В наземном транспорте было заметно многолюднее, чем в нерабочий «антикоронавирусный» период, хотя и несравнимо просторнее, чем в час пик в обычные дни. Несмотря на объявленный президентом старт рабочих дней, в городе на Неве общественный транспорт продолжает работать с ограничениями, руководствуясь продленным губернатором до конца мая режимом повышенной готовности.
«Мы работаем по графику выходного дня, но на наиболее напряженных маршрутах интервалы уменьшены»,, — пояснили «Мойке78» в СПб ГКУ «Организатор Перевозок».
Горожане четко разделились на три категории. Одни, руководствуясь то ли сознательностью, то ли боязнью заразы, то ли опасением нарваться на административный протокол, облачены и в маски, и в перчатки. Другие защищают только органы дыхания, при этом порой весьма условно: спускают их ниже носа, а то и подбородка. Третьи вообще игнорируют обязательные требования.
Вестибюль станции метро «Нарвская» вендинговым аппаратом по продаже средств индивидуальной защиты еще не обзавелся. Зато в киосках по продаже газет, журналов и прочего в «антивирусной» продукции недостатка нет. За набор из одноразовых маски и перчаток просят 39 рублей. Если брать отдельно, тогда маска — 30 целковых, перчатки — в два раза дешевле. Цены за многоразовые средства защиты органов дыхания доходят до 200 рублей.
Аппарат, установленный на станции «Технологический институт», к 10 утра был уже полупустым. Многоразовые средства защиты по 150 рублей за штуку у горожан, похоже, не в чести, а вот маски по 38 рублей смели подчистую. Также пассажирам предлагают антибактериальные салфетки без спирта по полтиннику за пачку и санитайзеры «для обработки воздуха и поверхностей» в небольших аэрозольных баллонах за две сотни.
При этом пассажиров без обязательных защитных атрибутов в транспорт пускают свободно. У контролеров, как и прочих сотрудников транспортной сферы, нет полномочий требовать маски и как-либо препятствовать проходу граждан. Так что никакого столпотворения, которого некоторые опасались в связи с началом обязательного «масочного режима», корреспондент «Мойки» сегодня ни на одной из посещенных станций метро не заметил.
«Людей сознательных, заботящихся о собственной безопасности и думающих об окружающих, и уговаривать не надо. В масках вижу многих. Некоторые и в автомате приобретают. Вот только что мужчина подходил, интересовался, нет ли отдельно в продаже перчаток, поскольку маски у него есть. А тех, кто игнорирует вопросы безопасности и все распоряжения, и останавливать бесполезно: он тебя на три буквы пошлет и все»,, — поделилась соображениями сотрудница метрополитена на станции «Технологический институт».
Словно в доказательство этому у турникетов на «Гостином дворе» корреспондент «Мойки78» стал очевидцем непродолжительной словесной баталии между тучным мужчиной и контролером. Одно лишь упоминание об обязательности ношения средств защиты пассажир встретил в штыки, едва не перейдя от словесного нападения к физическому.
Вендинговый аппарат, предлагавший исключительно набор из маски и перчаток за 40 рублей, при этом был полупустым. У «газетчиков» на всех станциях метрополитена аналогичная продукция на рубль дешевле.
У входа на станцию «Гостиный двор» дежурил наряд из двух сотрудников полиции. Стражи порядка, похоже, были нацелены преимущественно на профилактику правонарушений: подходили к встреченным «беззащитным» и напоминали о действующих правилах. Некоторые при этом хоть и фыркали, но вдруг доставали откуда-то из кармана маску и цепляли ее на нос. Другие уверяли, что сейчас купят в метро, но, разумеется, шли к эскалатору, проигнорировав аппарат.
Понять негативный настрой людей можно: одноразовая продукция, еще недавно стоившая в петербургских аптеках несколько рублей, с объявлением в России режима самоизоляции подорожала практически в 10 раз. Соблюдение рекомендаций медиков о смене маски раз в два часа при таких ценах, которые никто не спешит сдерживать, способно нанести значительный удар по семейному бюджету.
Потому-то сегодня на улицах Петербурга можно встретить немало горожан с «самоделками» на лицах или просто шарфами и платками, а мизерное количество масок и перчаток в урнах у станций метро заставляет сделать вывод о том, что многие петербуржцы изделия разового применения сделали многоразовыми.