Кикшеринговым компаниям запретили работать в центре Петербурга после критики интернет-пользователей, местных властей и после возбуждения уголовных дел на самокатчиков и сервисы аренды. Свое мнение по поводу ситуации с электросамокатами в городе высказал в беседе с Мойкой78 адвокат Александр Почуев.

Совсем недавно появившийся на рынке кластер по краткосрочной аренде электросамокатов нашел своего потребителя, однако в силу неурегулированности общественных отношений, складывающихся в данной сфере возникают проблемы как у потребителей услуг, так и у окружающих этого потребителя людей.

Отсутствие велодорожек ведет к тому, что потребитель вынужден двигаться либо по пешеходному тротуару, либо по проезжей части. В первом случае он создает помехи в движении пешеходов и имеет возможность травмировать их, совершив наезд. Во втором случае возникает проблема того, что в ПДД электросамокат не рассматривается как самостоятельное транспортное средство, при том что современные электросамокаты имеют возможность разгоняться до 40-60 км/ч, лица, управляющие этим самокатом не обязаны иметь водительского удостоверения и чаще всего не знают правил дорожного движения, что несет прямую угрозу их жизни.

В нынешней ситуации арендатор не обязан верифицироваться иначе как привязкой мобильного телефона к мобильному приложению кикшеринга, то есть у компании не имеется сведений — кто именно пользуется услугами.

В настоящий момент на территории Петербурга развернулась полномасштабная война между владельцами кикшеринговых компаний и правоохранительными органами. Согласно пресс-релизам ГСУ СК России по Санкт-Петербургу, по фактам наездов самокатами на людей возбуждено несколько уголовных дел, но также возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) в отношении одного из кикшеринговых сервисов. И здесь уже остро встает вопрос об ответственности кикшеринговых сервисов за действия арендатора.

Исходя из общих принципов гражданского права, при заключении сделки следует помнить про принцип добросовестности, который в данном случае будет определять то, что арендатор не намеревается использовать арендованное имущество в противоправных целях. Ответственность по ст. 238 УК РФ предусматривает наличие умысла в действиях обвиняемого и основным признаком, свидетельствующим о реальной опасности выполняемых (выполненных) работ или оказываемых (оказанных) услуг — такое их качество, при котором выполнение работ или оказание услуг в обычных условиях могло привести к указанным тяжким последствиям. Имелся ли такой умысел у владельцев кикшеринговой компании – не думаю.

Такое внимание к бизнесу со стороны правоохранительных органов, репрессивные меры, отсутствие диалога между бизнесом и законодателем, отсутствие заинтересованности законодателя – ведет к бессмысленной борьбе и игнорированию интересов потребителей, которые привыкли пользоваться кикшерингом как развлечением, так и заменой общественному и личному транспорту.

Решение проблемы лежит, отнюдь, не в уголовно-правовой плоскости, но в диалоге бизнеса и власти, разумном правовом регулировании и создании необходимой инфраструктуры.

Ранее Мойка78 составляла карту мест, где в Петербурге хотят запретить езду на электросамокатах.