Закрытие Литвой транзита товаров под видом выполнения санкций ЕС в Калининградскую область становится проблемой для региона. Однако ее решение может найтись в Петербурге, которому прибалтийская страна может «подарить» шанс создать независимый судоходный флот для снабжения эксклава не только продуктами, но и туристами.
С одной стороны понятно, что от Петербурга решение блокады Калининградской области мало, что зависит. У обитателей Смольного советов, кажется, не спрашивают, совещания по проблеме проводят федеральные представители. Однако с другой стороны, судя по заявлением губернатора региона Антона Алиханова, помощь Северной столицы все же не помешает.
«К такой гадости от Литвы мы были готовы. Поэтому уже запустили суда из Петербурга»,— заявил Алиханов «КП-Петербург» после введения Литвой ограничений на транзит продовольствия в регион.
Кажется, что из помощи Калининграду, Петербург может извлечь свою выгоду. Если единственной артерией, связывающей эксклав с остальной Россией остается только Балтийское море, это поможет петербургским портам минимизировать потери от ухода западных логистических компаний. А компенсировать все же есть что, по данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», грузооборот в Петербурге сократился в марте на 41%. Порт в Усть-Луге и вовсе стал лидером по падению, продемонстрировав минус 82%.
Кроме снабжения, встает вопрос и о туристических потоках в Калининградскую область. Также Ассоциация туроператоров России рапортует о снижении интереса туристов к региону на 10-20% хотя пока поезда следуют транзитом через ЕС, а самолеты выполняют рейсы, хоть длительность их и увеличилась.
Эта идея уже существует, но пока буксует. С введением первых санкций парому «Принцесса Анастасия» прочили новый маршрут по Балтийскому морю. Но пока переговоры между владельцем судна и властями зашли в тупик. Петербург со своей стороны мог бы ускорить процесс, создав собственный судоходный флот, который обслуживал бы и продовольственные, и туристические запросы Калининграда. Потому что ждать эксклаву 2023 года, когда инициатива должна с бумаги материализоваться в реальную жизнь, похоже, некогда.
Не исключено, что Мушкарев согласится снова вернуться в строй и работать на развитие туризма между Петербургом и Калининградом. К тому же развитие такой локальной туриндустрии и собственного флота поможет Петербургу и создать рабочие места в условиях, когда безработными, по данным Смольного, числятся 50 тыс. жителей Северной столицы (положение на апрель 2022 года). Вместе с этим вырастут и налоговые поступления, и транспортная доступность. Также к развитию сообщения между Петербургом и Калининградом можно привлечь и «Агентство внешнего транспорта» под руководством Александры Бахмутской.