На фоне утечки мозгов и бегства мужчин за границу в российской прикладной науке, похоже, начнет новый тренд, который позволит обогнать Европу. Женщины-ученые могут оказаться более лояльными стране сотрудниками, менее подверженными соблазну искать лучшей жизни за границей. Причем статистика показывает, что качество исследований из-за смены гендерного состава их авторов пострадать не должно – докторов наук обоих полов в России примерно равное количество.
Кажется, что Россия в этом смысле поддерживает тренд на феминизм. Ведь в европейской науке дам лишь 30% от общего числа специалистов. Однако согласно отчету НИУ ВШЭ, в период с 2010 по 2018 год число исследователей женского пола в России сократилось почти на 20 тыс. человек. Причем основное падение пришлось на 2017-2018 годы. При этом число ученых-мужчин упало всего на 4 тысячи человек.
«Более половины (52,4%) женщин-исследователей в России выбрали технические науки, не очень значительно уступая мужчинам, среди которых в данной области заняты 67,5%»,— говорится в исследовании НИУ ВШЭ.
Получается, что женщины с техническим образованием – это целевая аудитория научных институтов и предприятий, работающих на технологический суверенитет России. К тому же, число обладателей высшей научной квалификации в этой группе не уступает мужчинам (28% против 29,4%).
Хотя, если опираться на составы ученых советов петербургских вузов выясниться, что мужчины там все же доминируют. Согласно данным на сайте СПбГУ, из почти 150 членов женщин только 45. В ИТМО 20 женщин в составе ученого совета, хотя всего его участников больше 50.
Сейчас дамы, кажется, и вовсе должны быть в фаворе у работодателей. Мобилизация показала, что в нынешних условиях преимуществ в глаза работодателей у них больше. К примеру, кажется, что мотивации сбегать за границу при любой турбулентности у них меньше. Кроме этого, они защищены от призыва. Да и, в целом, похоже, настроены более консервативно, чем их коллеги-мужчины. Что тоже должно идти им в плюс при трудоустройстве.
Однако открытым остается вопрос, как мотивировать дам, которые выбрали техническую специальность, развивать научную карьеру за рамками магистратуры. Пока, по данным НИУ ВШЭ, самым выгодным местом трудоустройства остается университетская кафедра – там в среднем научные сотрудники получают 145 тыс. рублей. Однако это область теории, если же говорить о практических разработках, которые могут быть оперативно внедрены в производства, то там зарплата скромнее – 114 тыс. рублей.
Хотя в 2015 году эти показатели были в два раза ниже, за границей все еще готовы платить ученым больше. Так, по данным Scientist, средняя годовая зарплата научного сотрудника в Германии составляет почти 70 тыс. евро. В месяц выходит почти 6 тыс. евро (456 тыс. рублей).
Кажется, что главе комитета по высшей школе и науке Андрею Максимову стоит задуматься о конкретных шагах по расширению предложений на рынке труда для ученых и отдельное внимание в этом вопросе уделить женщинам. К тому же, тренд на феминизацию разных отраслей уже начался. К примеру, аналитики рекрутинговой компании Cornerstone указывают на то, что спрос на женщин к концу октября 2022 вырос в 21 профессиональной сфере из 28. Похожие данные демонстрирует и исследование HH.ru. В целом, представительницы слабого пола начали получать на 9% больше приглашений на работу.