Петербургский губернатор Александр Беглов озаботился благополучием брендов одежды и обуви. В частности, градоначальник заявил, что проект «Петербургский дизайн» планируется расширить на другие отрасли.
«Президент России сегодня ставит задачу — работать над внутренним спросом в условиях санкций. Наш город всегда был производителем и поставщиком широкого круга товаров для массового потребителя. Необходимо усилить эти позиции, вывести на рынок новые петербургские бренды и новые товары. В прошлом году показали возможности города в одежде, обуви и аксессуарах в рамках проекта «Петербургский дизайн». Будем его развивать, как и другие отрасли»,— цитирует Беглова его пресс-служба.
При этом, по данным вице-губернатора Петербурга Валерия Москаленко, за январь-февраль 2023 производство одежды выросло на 163% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако у подобных результатов, кажется, могут быть подводные камни.
К примеру, любому, особенно начинающему бренду одежды, намного дешевле отшивать одежду не в России. Так, согласно данным HH.ru, раскройщикам и портным в Петербурге предлагают зарплату от 50 тыс. до 120 тыс. рублей в зависимости от квалификации. Тогда как на сайтах по поиску работы в Узбекистане видно, что аналогичным по опыту специалистам предлагают лишь 21 тыс. рублей в месяц. То есть одна петербургская швея будет стоить как мини-цех в странах СНГ.
Вместе с этим, вопросы возникают и к конструкторским бюро. Кажется, что позволить себе собственных специалистов по созданию лекал могут только уже состоявшиеся на рынке бренды. Те, кто ориентируется на пошив для маркетплейсов, как правило, привлекают специалистов на аутсорс. По сайтам профильных конструкторских бюро видно, что самая базовая вещь обойдется брендам минимум в 5 тыс. рублей. Причем, изменения в базовой выкройке каждое оплачивается отдельно. Вместе с этим, проблемы у брендов могут возникнуть с закупкой тканей, особенно если сырье идет из Китая. С точки зрения географической отдаленность от партнеров, логистика накручивает стоимость каждого метра ткани. А итальянские производители, на фоне антироссийской истерии, отправлять свою продукцию в магазины Петербурга, похоже, не спешат. Поэтому в ряде крупных магазинов тканей на берегах Невы прямо указывают на то, что распродают остатки и переходят на продукцию из Кореи.
То есть получается, что несмотря на то, что бренды одежды могут быть прописаны в Петербурге как юридические лица, основная их деятельность сосредоточена далеко за пределами Петербурга. Получается, что новые рабочие места и модернизированные производства появляются в Узбекистане, Киргизии или том же Китае. Это в лучшем случае, кажется, что более массовая ситуация, когда бренды банально закупают коллекции с рынков стран СНГ и перепродают их как собственное производство.
Вместе с этим, по словам представителей небольших брендов одежды, аномалии происходят и на этапе поставок коллекций на склады маркетплейсов в Петербурге. К примеру, со складов Москвы продаж проходит больше. Причем, разница достаточно ощутима, на профильных форумах дизайнеры указывают, что склад в Коледино генерирует 70-75% всех заказов, тогда как в Северной столице одежда пылиться в логистическом парке. Как указывают игроки рынка, это может быть связано с тем, что центры на берегах Невы обеспечивают не все регионы, а только несколько федеральных округов, а это, в свою очередь, влияет на позиции товара в поисковой выдаче.
Поэтому, кажется, раз уж губернатор Беглов озаботился поддержанием внутреннего спроса на товары массового потребления и развитием легкой промышленности, то начать ему, вероятно, стоит не с пиара «Петербургского дизайна», попасть в который могут лишь десятки дизайнеров, а со знакомства с руководителями крупнейших маркетплейсов. Так владельцам брендов будет в разы проще попасть на федеральный уровень.