В России уже несколько недель чиновники заняты обсуждением сериала «Слово пацана» Жоры Крыжовникова. В авангарде критики ленты стоит Татарстан. Однако в Госдуме придумали как совместить решение кадрового вопроса у промышленников и воспитание подростков.

В Госдуме образовалось два разных подхода к нашумевшему сериалу. Часть депутатов начала обращаться в СК и Роскомнадзор, чтобы ведомства проверили содержание «Слова пацана». Часть – пытается найти подросткам занятия, после которых времени на подражание героям сериала не останется. Последний подход на руку промышленникам, которые пока подростков трудоустроить не могут.

Пока несовершеннолетним закрыты дороги практически во все отрасли промышленности. Из перечня «запретных» для подростков профессий следует, что помимо вредных химических производств несовершеннолетних не ждут даже в легкой промышленности, а также в металлургии, судостроении и промышленно-оборонном секторе. Однако сам документ составлялся правительством России еще в начале нулевых и тогда острой нехватки кадров не было.

В этом случае логично, что часть депутатов начинает присматриваться к советским практикам привлечения студентов колледжей на практику на промышленные площадки. Предполагается, что работать на производствах смогут учащиеся и выпускники колледжей, но отдельного перечня разрешенных специальностей пока нет. При этом на законодательном уровне упрощение процедуры трудоустройства подростков началось еще летом. Тогда, в частности, отменили обязательное согласие органов опеки при трудоустройстве. Закончившие средне-специальное образование несовершеннолетние также могут обойтись и без согласия родителей.

Потенциальное снятие запрета на трудоустройство студентов колледжей в итоге может дать около сотни тысяч неопытной, но получающей образование рабочей силы. Губернатор Александр Беглов, к примеру, заявлял, что только первокурсников колледжей в этом году Петербург принял 118 тыс. Непосредственно в технических колледжах мест было выделено около 25 тыс. С учетом действующих ограничений на трудоустройство на заводы, ближайшие 3-4 года они, похоже, будут выключены из профильного для них рынка профессий.

При этом вопрос трудоустройства подростков на предприятия, кажется, должен работать и на дальнейшие инженерные перспективы студентов. В этом вопросе пока напряженно. Исследование НИУ ВШЭ показало, что уровень математической и естественно-научной подготовки школьников и студентов СПО разнится. Те, кто остаются после 9 класса за школьной скамьей, теорией владеют лучше. Еще одна проблема — статистика трудоустройства по основному профилю образования уже после выпуска. В этом случае данные Смольного на 2022 год демонстрируют, что только 50% идут на работу по профессии. Более того, в докладе отдельно подчеркивается, что в течение первых 10 лет работы существуют риски, что из-за цифровой трансформации, часть бывших выпускников СПО решит сменить вектор своего развития.

Создается впечатление, что для привлечения, а главное, удержания подростков на предприятиях, Крыжовникову предстоит снять сериал не про казанские банды, а про российские заводы. В истории 90-х можно найти массу примеров предприятий, борьба за которые шла на том же уровне накала страстей, что в «Слове пацана».