В 2017 году минимальный уровень бедности работающих был отмечен в Петербурге и в Ленобласти. В целом по Северо-Западному федеральному округу этот показатель самый позитивный.
Такие данные приводит Аналитический центр при правительстве РФ в бюллетне «Работающие бедные в России и за рубежом». Российские политики, эксперты и СМИ вновь, как и в 1990-е годы, обратили на нее внимание в связи с наблюдающейся в последние годы тенденцией к сокращению доходов населения.
В России величина МРОТ ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения и нуждается в коррекции, это одна из основных причин возникновения и сохранения проблемы «работающих бедных».
Минимальный уровень бедности работающих в 2017 году был зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе. Также СЗФО удерживал этот минимум в 2009, 2011, 2013 гг.
В 2017 году минимальный уровень бедности работающих по показателю «Доля работников организаций с начисленной заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения» зафиксирован в Сахалинской области (1,1%), Ленинградской области (1,4%), Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (1,7%), Тульской области (1,8%), Санкт-Петербурге (1,9%). В то же время в таких субъектах РФ, как Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика и Чеченская Республика, в 2017 году уровень бедности работающих был максимальным и превышал 20% (21,6–23,7%), то есть каждый пятый работающий получал заработную плату ниже прожиточного минимума.
Различие минимального и максимального уровней бедности работающих в субъектах Российской Федерации составляет, судя по данным Росстата, 10 и более раз. Столь значительные различия не соответствуют дифференциации стоимости жизни в субъектах Российской Федерации. Так, соотношение максимальной и минимальной стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в субъектах Российской Федерации в 2015 году, например, не превышало двух раз — в Камчатском крае — 23 тыс. рублей, в Чукотском автономном округе — 21 тыс. рублей, тогда как в Республике Ингушетия, Саратовской области, Кемеровской области этот показатель находился в диапазоне 11,2–11,5 тыс. рублей.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что существующие подходы к определению как показателя ПМ, так и формируемой на его основе величины МРОТ недостаточно учитывают региональные различия в стоимости жизни населения и порождают неоправданную дифференциацию уровня бедности работающего населения в субъектах Российской Федерации.
Расчеты динамики уровня бедности работающих по субъектам Российской Федерации показывают, что в целом наблюдается тенденция к снижению этого показателя. Как следствие, сокращается число регионов с высоким уровнем бедности работающих и их удельный вес в общем числе субъектов Российской Федерации. Одновременно возрастает, хотя и недостаточно стабильно, число и доля регионов с более низким уровнем бедности работающих.
Социолог Роман Могилевский
в беседе с «Мойкой78» пояснил, что проблема
работающих бедных многогранна. На то,
что показатели существенно отличаются от региона к
региону, влияет местный рынок труда,
предполагает он.
«Если рынок труда
широкий, то вполне можно поменять работу
и повысить свои доходы. Но у жителей
многих регионов таких возможностей
нет, поэтому они оказываются среди
аутсайдеров рейтинга. Также проблема
бедности работающих сводится не только
к смене работы, а еще и зависит от самого
рода занятий. Ведь не каждый труд приносит
богатство. Как правило, хорошо оплачивается
только труд, требующий высокой
квалификации. А если у человека нет этой
квалификации, чтобы устроиться на
хорошую работу? Преодоление квалификационного
и образовательного аутсайдерства
требует создания определенной
государственной политики»,
— считает
Роман Могилевский.