Текст концессионного соглашения о ЗСД, который не разглашался Смольным, перестал быть тайной. Документ, сторонами которого являются власти Петербурга и ООО «Магистраль северной столицы», неожиданно слила в сеть партия «Справедливая Россия».
По данным эсеров, текст соглашения получен ими от конфиденциальных источников, а администрация города соглашение скрывало, оправдываясь коммерческой тайной. Сейчас 219 страниц соглашения обнародованы на сайте регионального отделения «СР» в Петербурге.
«Депутаты многих фракций официально запрашивали текст соглашения о ЗСД, однако получить его так никому и не удалось – администрация Санкт-Петербурга до сих пор продолжает охранять тайну всех концессионных соглашений города, включая новые проекты ВСД, трамвая в Красногвардейском районе, аэроэкспресса. В ответах на запросы представители исполнительной власти ссылаются на положения самих соглашений, якобы обязывающих сохранять их в тайне, несмотря на финансирование их из государственного бюджета». — отмечают авторы «слива».
Депутаты ЗакСа Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров уже изучили рассекреченное соглашение и «нашли в нем признаки нарушения законодательства». Представители фракции «СР» уже обратились к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Они просят проверить соглашение Смольного о государственно-частном партнерстве при строительстве ЗСД.
По мнению эсеров, заключение соглашения о ЗСД могло быть связано со «злоупотреблениями служебным положением и полномочиями вопреки законным интересам общества и государства, но в интересах частных коммерческих организаций».
Увидели депутаты и конфликт интересов между действиями Смольного и интересами петербуржцев, города и всей России. Депутаты, исследовавшие документ, утверждают, что договор по закону должны были оформить как концессионное соглашение, а не как соглашение о государственно-частном партнерстве. Дело в том, что при концессии сделка регулируется федеральным законодательством, а вот при ГЧП – оформляется по законам региона.
Кроме того, распоряжение правительства РФ от 31 октября 2006 года предполагало проведение открытого конкурса именно на право заключения концессионного соглашения о создании ЗСД. Cмольный же заключил соглашение о государственно-частном партнерстве.
Но и эти недочеты — не самая главная претензия эсеров. Депутаты возмущены пунктом о «компенсации недополученной прибыли». Эта часть соглашения предполагает, что город должен концессионеру компенсации из бюджета.
Поплатиться казна Петербурга должна будет в том случае, если годовой доход концессионера окажется меньше указанного в договоре. Этот пункт и его условия в «СР» назвали «дискриминационными, кабальными и заведомо невыгодными для города».
Отметим, по данным законодателей, в прошлом году платеж по компенсации затрат составил порядка 4,5 млрд руб.
«Эта сумма сравнима с совокупными расходами Санкт-Петербурга по отрасли «Жилищное хозяйство», предусматривающей проектирование и строительство многоквартирных домов и расходы по сохранению и развитию исторического центра на период с 2015 по 2017 год (5,5 млрд. руб.). Помимо этих средств, в 2016 году ОАО «ЗСД» получило из городского бюджета инвестицию размером в 2,24 млрд. руб. на реализацию долгосрочной целевой программы «Финансирование создания в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Между тем, федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера только в том случае, если после заключения соглашения в законодательство вносятся изменения, ухудшающие положение партнера»,
— сообщают авторы расследования.
Пока СК РФ решил обращением эсеров не заниматься и переслал его в прокуратуру. Та, по данным справедливороссов, рассматривать документ отказалась. Теперь готово новое обращение — на этот раз напрямую генпрокурору Юрию Чайке.
Как писала «Мойка 78», ранее губернатор Георгий Полтавченко отказался рассекретить концессионное соглашение по строительству ЗСД. При этом он обещал предоставить депутатам выписку о компенсационных выплатах инвестору проекта.
«Он обещал предоставить раскладку по расчетам концессионных выплат. Посмотрим, в каком режиме эта информация будет предоставлена. Если что-то предоставлено в режиме ДСП (для служебного пользования — прим.ред.), то это секретно и не может быть опубликовано. Если материалы будут предоставлены в режиме ДСП, мы можем их в принципе цитировать, можем сами проводить анализ и сообщать о выводах, но не можем выложить документ в открытый доступ», — рассказала в начале ноября «Мойке 78» парламентарий от «Партии роста» Оксана Дмитриева.
Она подчеркивала, что документ не будет представлен на суд общественности. Видимо, в «СР» придерживались других взглядов — соглашение о создании и эксплуатации дороги «Западный скоростной диаметр» вместе с приложениями опубликовано полностью.
Документ подписан в Москве 20 декабря 2012 года. Его сторонами стали Санкт-Петербург в лице правительства города, ОАО «Западный скоростной диаметр» и ООО «Магистраль северной столицы».