Работы вокруг готового к реставрации или сносу СКК продолжаются уже несколько дней, однако массовых протестов общественности нет. Хотя раньше вызвать шквал критики и недовольства способно было одно лишь упоминание планов реновации комплекса. То ли застройщики договорились с протестующими, то ли до сих пор сценарий протеста определялся предвыборной повесткой, считают эксперты.
В среду, 9 октября, компания «СКА-Арена» заявила, что получила ордер на проведение работу вокруг СКК и порубочный билет на ту же территорию. Сейчас участок земли у комплекса огорожен забором, за которым ведутся работы.
Реакция активистов, защищающих СКК, и градозащитного сообщества в целом на происходящее вышла скупая. СМИ отреагировали на это всего двумя новостями: «есть опасения, что вырубят деревья» и опровержение выдачи разрешения на вырубку со стороны чиновников.
Еще — депутат Надежда Тихонова написала один запрос в комитет по благоустройству, а защитники СКК опубликовали в своем интернет-сообществе пять сообщений.
Для сравнения: когда территории вокруг СКК исключали из ЗНОП, только депутат Борис Вишневский опубликовал у себя в соцсетях пять постов, направил обращение губернатору и произнес не одну речь с парламентской трибуны. Также выступали другие депутаты и активисты. Практически каждое выступление ретранслировалось в СМИ.
«За три с половиной десятка лет это здание стало формирующим привычный и устоявшийся облик территории за парком Победы»,— утверждал парламентарий.
Также бурно реагировало градозащитное сообщество на отказ КГИОП включить комплекс в реестр памятников и на проект нового комплекса (который сравнивали с перебинтованной головой).
«
Будем сопротивляться!»,— громко заявлял активист Петр Глебовский, который сейчас администрирует интернет-сообщество «Сквер у СКК».
Бурный отклик у активистов нашло даже мимолетное замечание главы КГА Владимира Григорьева, который допустил снос СКК, если на его место появится нечто в «петербургском стиле».
«Есть ограничения для подобных зданий, даже без статуса объекта культурного наследия его нельзя вот так просто взять и отправить под снос»,— настаивал член петербургского отделения ВООПиК Александр Кононов.
В итоге 3 октября был объявлен конкурс на реконструкцию по конкретному техническому заданию. Следом начались работы работы, и активисты в соцсетях заявили, что это недопустимо. Однако дальше постов почему-то не пошло.
Причин тому может быть как минимум три, считает политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
«Сначала были возражения и у городских властей, у официальных городских структур, которые отвечают за принятие решений, были сомнения — нужно сносить или нет. Сейчас все сомнения сняты. То же самое с городскими активистами. Активисты выступили против сноса»,— рассказал Дмитрий Солонников.
Действительно, в нынешнем виде техническая документация позволит менять высоту комплекса, количество этажей, площадь этажей и объем. Допускается замена несущих конструкций, однако возможность полностью снести СКК отсутствует.
Вместе с тем, некоторые градозащитники уверены, что такие формулировки — эвфемизм к слову «снос». В связи с этим нельзя исключать, что заинтересованные в создании нового спортивного комплекса вместо СКК договорились с протестующими.
«Может быть другая версия — структуры, заинтересованные в сносе здания и проекте нового строительства, персонально поработали и с городскими чиновниками, и с каждым из активистов. Им сделали предложения, от которых они не сумели отказаться и в результате поменяли свою позицию», — предполагает эксперт.
Наконец, прежние протесты могли быть часть предвыборной повестки, а сейчас «бюджеты кончились».
«Возможно, для кого-то данный скандал был интересен только в рамках избирательной кампании, только в тот момент, когда нужно было против городские власти, не глядя на происходящее, вываливать какой-то материал в информационное пространство. Это был один из поводов, по которому можно было пошуметь»,— резюмировал Дмитрий Солонников.
Остается добавить, что нынешняя тишина может быть лишь затишьем перед бурей. Фактически активисты создали базу для сильных протестов: сформировано интернет-сообщество «Сквер у СКК» (1,7 тыс. человек), он интегрирован в сеть протестных групп «Зеленая Коалиция» и «Красивый Петербург». Информационный бэкграунд в виде десятков публикаций обеспечили городские издания медиаменеджера Алексея Разоренова. (Один только портал «ЗакС.ру» опубликовал за последний год больше 40 материалов про будущее СКК).