В Пушкинском районном суде обвинение заканчивает представлять доказательства по делу экс-ректора Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Виктора Ефимова. Его обвиняют в растрате в особо крупном размере.
На волне скандала в одном из главных сельхозвузов страны, где сразу несколько руководящих сотрудников были подвергнуты уголовному преследованию, по аналогичной статье летом 2018 года было возбуждено одно из уголовных дел и в отношении бывшего подчиненного Виктора Ефимова, директора Калининградского филиала СПбГАУ Григория Бакуновича. Еще пять, позже объединенных в одно производство, касались превышения им должностных полномочий.
Примечательно, что за пару лет до этого он находился в статусе потерпевшего по делу о мошенничестве, в котором обвинялся главный юрист СПбГАУ Руслан Магомаев. Как установили следствие и суд, последний требовал с директора Калининградского филиала 1,5 миллиона рублей за сохранение должности. И вдруг такой поворот в судьбе…
Однако вместо того, чтобы отправить заслуженного педагога, более 30 лет отдавшего аграрной науке, туда, где и зимой в пальто холодно, судья Полесского районного суда Калининградской области Лариса Полилова прекратила уголовное дело. Причем с ходатайством об этом обратился следователь.
Вместо маячившего на старте расследования дела реального срока лишения свободы за превышение полномочий и присвоение в общей сложности более трех миллионов бюджетных рублей, о чем наперебой шумели все калининградские СМИ, Бакуновичу был назначен судебный штраф в 12 тысяч рублей. Все потому, что к концу производства по делу в арсенале следствия остался лишь один эпизод превышения полномочий на 180 тысяч рублей.
Из материалов напрашивается вывод, что к возбуждению дела привело поверхностное отношение бывшего руководства вуза к «бумажным обязанностям». Так, Григорий Бакунович как директор филиала СПбГАУ, был вправе назначать дополнительные выплаты и премии всем сотрудникам, кроме себя. Ему же даже копейка могла быть добавлена к окладу лишь приказом ректора СПбГАУ. Однако, как было сказано выше, отношение к этой «бюрократии» у двух два давно знающих друг друга ученых мужей было поверхностным. Все вопросы, похоже, они предпочитали решать по телефону.
Как только в вузе сменилось руководство, оно посмотрело под совсем другим углом зрения на приказы Бакуновича о выплате ему же 37,5 тысяч рублей на учебный год за должность заведующего кафедрой, 2940 рублей за участие в экзаменационной комиссии по кафедре «Агрономия», 12 180 рублей за подготовку дипломных работ студентов кафедры «Зоотехния» к защите и прочая.
В конечном итоге было установлено, что подавляющее большинство этих доплат и премий были получены профессором за реально сделанную работу. Просто оформлены ненадлежащим образом. С подачи защиты следователи опросили студентов. Те подтвердили: Бакунович лекции читал, в комиссиях участие принимал и еще как лютовал на экзаменах.
«Действительно, закручивалось все очень серьезно: с участием собровцев к профессору приходили с обысками и выемками, оперативное сопровождение оказывали и сотрудники ФСБ. Искали активно, прицельно. Так что не могу не отметить объективный подход к работе калининградских следователей: пусть не сразу, но все-таки они разобрались в этой ситуации, придя к выводу, что в подавляющем большинстве случаев услуга моим подзащитным была оказана и, главное, качественно. Там, где работа фактически выполнялась, по этим приказам о начислении премии уголовные дела были прекращены. Да, можно говорить о нарушении внутреннего порядка в документообороте, и в этом смысле мой подзащитный где-то вышел за пределы полномочий. Но о безосновательном обогащении не может быть речи», — пояснила «Мойке 78» причину тихого исхода громкого дела адвокат Ася Борзова.
Судебное решение она называет обоснованным и справедливым. Григорий Бакунович на время следствия был временно отстранен от дел, а ближе к его окончанию решил все-таки написать заявление об увольнении по собственному желанию, хотя его коллеги надеются, что к преподавательской деятельности он все-таки вернется, поскольку его опыт и знания никем не оспариваются.
На днях, как сообщили в Объединенной пресс-службе судов Петербурга, бывшему адвокату ректора Ефимова Павлу Лапаеву тоже назначили судебный штраф. 20 тысяч рублей он должен заплатить за пособничество в подделке документа для неправомерного ознакомления с уголовным делом.
Все же остальные фигуранты уголовной эпопеи Аграрного университета услышали обвинительные приговоры. Последний из оказавшихся на скамье сотрудников вуза, его теперь уже бывший ректор Виктор Ефимов, свою вину не признает.