Обвиняемый в убийстве 24-летней аспирантки экс-доцент СПбГУ Олег Соколов вероятнее всего до конца предварительного следствия останется в Москве. Такое предположение высказал источник «Мойки 78» в правоохранительных органах.
По его словам, все следственные действия, по сути, уже проведены, а с учетом того, что расследованием с конца ноября 2019 года занимаются сотрудники центрального аппарата СКР, знакомить обвиняемого с материалами дела сподручнее, когда тот находится в Бутырке.
Сегодня стали известны результаты стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, о завершении которой адвокат Александр Почуев сообщил еще неделю назад. Тогда он выразил уверенность, что Соколова признали вменяемым, в чем у следствия не было никаких сомнений уже в первые дни после того, как 63-летнего преподавателя вуза выловили из Мойки с отчлененными по плечи руками 24-летней аспирантки Анастасии Ещенко. Правда, обмолвился, что при ответе на вопрос об аффективном состоянии «могут быть нюансы». Последних не оказалось.
Адвокат Александра Бакшеева, представляющая интересы матери убитой аспирантки, также подтвердила «Мойке78» выводы экспертов Центра имени Сербского о вменяемости экс-доцента и о том, что в момент совершения преступления он не находился в состоянии аффекта.
Напомним, помимо последнего защита в свое время пыталась объяснять возмущенной общественности поступок историка фазами Луны и побочным эффектом от лекарств. Еще одной вскользь брошенной самим Олегом Соколовым в суде при избрании меры пресечения версией в свое оправдание была самооборона.
«Я такого потока агрессии никогда не видел. Нападение с ножом — это что-то невообразимое»,— рыдая, говорил историк в суде.
Однако источники «Мойки 78» не оставили от версии камня на камне, дав понять, что, защищаясь, пули кучно в висок почти в упор, как установили эксперты, не кладут.
Последующие действия обвиняемого говорили о том, что идти каяться он вряд ли собирался. Так, через несколько часов после убийства, в 08:55 утра он вызвал по телефону специалиста газовой службы для ремонта колонки, запланировав визит мастера в квартиру на 11 ноября.
Выбор следствием экспертного учреждения, вероятнее всего, объясняется его авторитетностью. Коли в суде дойдет до ходатайств о назначении повторной экспертизы, апеллировать будет, по большому счету, не к кому — выше Центра имени Сербского, как говорится, только звезды.
Специалисты последнего вопросами аффекта и вменяемости не ограничивались. Не просто так на первом месте в названии экспертизы упоминается психология. Черты характера и особенности натуры обвиняемого также подверглись пристальному изучению. Не осталось без внимания, в частности, нетерпимость испытуемого и противодействие давлению, «затрагивающему его интересы и собственную значимость».
Пока психологи и психиатры изучали натуру Олега Соколова, была дополнена картина преступления. Поначалу у сыщиков было несколько предположений о том, как жертва была обездвижена перед выстрелами. В СМИ в связи с тем, что местом преступления стала спальня, даже родилась версия, что Анастасия Ещенко была убита во сне, что, впрочем, источники «Мойки 78» сразу отмели, а адвокат Александр Почуев не стал подтверждать или опровергать.
Специалисты дали заключение, что имела место асфиксия, то есть попытка удушения, вероятнее всего руками. Однако причиной смерти девушки, наступившей в ночь на 8 ноября 2019 года, являются огнестрельные ранения головы. Сам обвиняемый на ранних допросах не упоминал о перекрытии молодой сожительнице кислорода.
Не исключено, что, девушка, потеряв сознание, показалась своему мучителю мертвой, но затем начала подавать признаки жизни. Тогда в ход была пущена винтовка. На добивание. Впрочем, пока, в отсутствие официальных комментариев, можно оперировать лишь предположениями.
Под стражей, напомним, по решению Басманного суда Москвы Олег Соколов останется до 9 апреля 2020 года. К началу второго весеннего месяца материалы дела, скорей всего, будут направлены в суд для рассмотрения дела по существу, если без помех обвинительное заключение будет завизировано в Генеральной прокуратуре РФ. Хотя дата их поступления будет зависеть, прежде всего, от скорости ознакомления Соколова и его защиты с материалами. Слушаться же дело будет в Петербурге, вероятнее всего, в Октябрьском районном суде.
По словам представителя потерпевшей стороны, родители девушки пока еще не заявили гражданский иск о компенсации морального вреда и материального ущерба. Закон позволяет это сделать как в ходе предварительного следствия, так и при рассмотрении дела в суде до удаления председательствующего в совещательную комнату для постановления приговора.
«Еще не факт, что они решатся его заявить. Вряд ли боль их утраты можно компенсировать какими-либо деньгами»,— пояснила Александра Бакшеева.
Пока сложно делать прогнозы и о наказании, которое может назначить суд. Весь вопрос в том, учтет ли он явку с повинной. Если да, тогда это влечет за собой не более двух третей от максимально предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ наказания, которое составляет от 6 до 15 лет лишения свободы. Но с учетом того, что написана она была уже после осмотра места преступления и обнаружения останков жертвы, может и не принять.