Во вторник, 13 апреля, Красносельский районный суд отправил в СИЗО 15-летнего подростка, который вломился домой к своей 13-летней знакомой, ударил ее, а затем вынес из квартиры три пневматических пистолета и гранату. Оружие принадлежало отцу потерпевшей.

В тот же день в Петербурге произошел еще один инцидент со школьником и оружием. Мальчик в раздевалке стал стрелять из пневматического пистолета по одноклассникам. А в Ленобласти двое подростков вовсе заманили знакомого в ангар с целью убийства. Они также использовали оружие.

Психолог-психоаналитик Наталья Картавых объяснила, с чем может быть связан внезапный всплеск агрессии среди подростков:

«Подростки в целом плохо контролируют свои поступки и прогнозируют последствия своих действий в силу незрелости ответственных за это отделов мозга. Их организм переживает значительную перестройку (от ребенка к взрослому), что забирает много сил.

При этом психика осваивает задачу, как стать самостоятельным и отстаивать свои интересы. Поэтому протестные реакции и агрессивность подросткам знакома не понаслышке, а вот справляться с ней они еще только учатся.

Если же говорить о весне, то здесь играет роль ряд факторов. Во-первых, действительно существуют сезонные обострения.

Весной частые и резкие изменения температуры, давления, солнечной активности являются нагрузкой для организма. Ему приходится перестраиваться и адаптироваться к такому постоянно меняющемуся климатическому режиму.

Любая перестройка требует дополнительных затрат энергии, в том числе и психической. Кроме того, это ложится на неблагоприятную почву — во время длительного осенне-зимнего периода, темного, холодного, с нехваткой витаминов, происходит ослабление адаптационных возможностей организма, истощение его ресурсов.

Резкое увеличение количества солнечного света активизирует обменные процессы, «пробуждая от спячки», но на людей с неустойчивой психикой может оказывать чрезмерно возбуждающее действие. Они перестают справляться с таким уровнем психического возбуждения, нарушается сон, возможность расслабиться, растет тревожность, что еще больше усложняет возможность себя контролировать.

В итоге происходит и обострение психических заболеваний, и рост разного рода импульсивных поступков и неадекватных проявлений агрессии.

Но, думаю, если говорить о подростках, то весенний период может быть связан еще и с резким ростом связанного с учебой стресса. Итоги года, перевод в следующий класс — на подростка (и так уже уставшего за год) оказывается огромное давление и дома, и в школе. Как я сдам экзамены, как отнесутся родные? Меня, наверное, «убьют», если я все провалю. Особенно перед ОГЭ или ЕГЭ.

В школах в этот период часто возникает тяжелая и напряженная атмосфера. Учителя очень заинтересованы в итоговых результатах класса и становятся чрезмерно нервозными. Давят на детей, еще больше их пугая и нервируя, вместо того чтобы поддерживать и настраивать на конструктивную работу.

Даже если подросток не сильно заинтересован в своих оценках, нахождение в такой атмосфере вызовет у него значительное психическое напряжение, которое он может «сбросить» совершенно непредсказуемым образом».