Госдума собирается вынудить таксопарки отказаться от иномарок. Для этого депутаты готовят поправки, по которым регионы получат право требовать приобретения исключительно отечественных машин для такси и каршеринга. Соответствующий законопроект, который внесет изменения в Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», на рассмотрение в ГД вынесли в начале текущей недели.
Неготовность автопроизводителей
На российском рынке наблюдается острый дефицит машин, поскольку после ухода иностранных автомобилестроительных компаний наши автоконцерны только набирают обороты. В 2023 году, как оценивает Объединения автопроизводителей России (ОАР), в стране выпустят чуть больше 450 тыс. вто. В следующем ожидается, что производство растет до 660 тыс.
Собирать на порядок больше машин в России пока не готовы даже при том, что это необходимо для полного закрытия потребности национального авторынка. Многие заводы тех компаний, кто покинул Россию, простаивают и по сей день. Если же поощрять спрос в данной ситуации, то цены несомненно вырастут. Об этом говорили в Минэкономразвития.
Если привлечь таксопарк, обязав отрасль пересесть на отечественное, есть риск «вымывания» машин российского производства с розничного рынка, что приведет к усугублению дефицита, заключила Неделина.
При этом директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская подчеркивает, что в стране на данный момент мало машин, которые подходили бы таксопаркам по цене и техническим характеристикам. Принудительное регулирование в таком случае важно применять с большой осторожностью, чтобы не произошел новый виток оттока перевозчиков из отрасли.
Рост тарифов такси
Если уровень локализации такси установят — это станет для отрасли лишним ограничением для закупки легковушек, поскольку компенсировать дефицит за счет отечественной продукции не получится. Более того, работа таксопарков может серьезно осложниться.
Есть риск, что водители начнут работать «в серую». Тогда пострадает качество и безопасность перевозок.
Нужна поддержка, а не ограничения
В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) считают, что отрасли такси нужны не ограничения, а конкретные меры поддержки. К примеру, субсидии, позволяющие выпускать больше авто. С этим согласна и Наталия Лозинская. Она отметила, что заставить приобрести автомобиль не по карману не получится, поэтому предлагаемый законопроект нужно воплощать в жизнь только с господдержкой автопроизводителей. Тогда на рынке появится больше локальных авто и с доступными ценами. Удастся как избежать оттока таксистов, так и роста цен.
Эксперты отмечают, что новации нужна значительная доработка с учетом возможных рисков и опыта регионов. Предлагаемых механизмы нужно усовершенствовать.