Госдума собирается вынудить таксопарки отказаться от иномарок. Для этого депутаты готовят поправки, по которым регионы получат право требовать приобретения исключительно отечественных машин для такси и каршеринга. Соответствующий законопроект, который внесет изменения в Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», на рассмотрение в ГД вынесли в начале текущей недели.

Инициатором стал петербургский сенатор Андрей Кутепов. Он предлагает наделить регионы правом устанавливать требования по уровню локализации автомобилей такси — в рамках норм, определенных правительством России, стало известно «Деловому Петербургу». Это нужно, чтобы таксопарки стали проявлять интерес и повышать спрос на отечественные авто. Тем не менее, эксперты предупреждают: такая новация может привести к росту стоимости такси и ухудшению транспортной доступности.

Неготовность автопроизводителей

На российском рынке наблюдается острый дефицит машин, поскольку после ухода иностранных автомобилестроительных компаний наши автоконцерны только набирают обороты. В 2023 году, как оценивает Объединения автопроизводителей России (ОАР), в стране выпустят чуть больше 450 тыс. вто. В следующем ожидается, что производство растет до 660 тыс.

Собирать на порядок больше машин в России пока не готовы даже при том, что это необходимо для полного закрытия  потребности национального авторынка. Многие заводы тех компаний, кто покинул Россию, простаивают и по сей день. Если же поощрять спрос в данной ситуации, то цены несомненно вырастут. Об этом говорили в Минэкономразвития.

Глава Гильдии автожурналистов Ольга Неделина указывает, что инициатива, которую предполагает законопроект, уже устарела. По ее словам, сейчас проблема не в стимулировании продаж, а в нехватке производственных мощностей. К примеру, «АвтоВАЗ» ранее уже отмечал, что санкции повлияли на выпуск автомобилей в текущем году, как минимум на 10%. Параллельно с этим стоимость моделей автоконцерна внезапно выросла с наступлением осени. Теперь популярная у россиян Lada Vesta обойдется в сумму, превышающую 2 млн рублей. При этом ряд моделей в Петербурге и вовсе не сыскать. 

Если привлечь таксопарк, обязав отрасль пересесть на отечественное, есть риск «вымывания» машин российского производства с розничного рынка, что приведет к усугублению дефицита, заключила Неделина.

При этом директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская подчеркивает, что в стране на данный момент мало машин, которые подходили бы таксопаркам по цене и техническим характеристикам. Принудительное регулирование в таком случае важно применять с большой осторожностью, чтобы не произошел новый виток оттока перевозчиков из отрасли.

Рост тарифов такси

Если уровень локализации такси установят — это станет для отрасли лишним ограничением для закупки легковушек, поскольку компенсировать дефицит за счет отечественной продукции не получится. Более того, работа таксопарков может серьезно осложниться.

Некоторые компании и вовсе не могут позволить себе выполнить требования локализации, чтобы остаться на рынке. Что уж говорить о таксистах, кто трудится как самозанятый, и ездит на своем или арендованном авто. Пассажиры при этом тоже вряд ли захотят оплачивать из своего кармана дополнительные издержки, которые в любом случае появятся. 

Есть риск, что водители начнут работать «в серую». Тогда пострадает качество и безопасность перевозок.

Нужна поддержка, а не ограничения

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) считают, что отрасли такси нужны не ограничения, а конкретные меры поддержки. К примеру, субсидии, позволяющие выпускать больше авто. С этим согласна и Наталия Лозинская. Она отметила, что заставить приобрести автомобиль не по карману не получится, поэтому предлагаемый законопроект нужно воплощать в жизнь только с господдержкой автопроизводителей. Тогда на рынке появится больше локальных авто и с доступными ценами. Удастся как избежать оттока таксистов, так и роста цен.

Вместе с тем, есть необходимость определить порог наценки на легковушки, закупаемые таксопарками в рамках локализации по законопроекту. К примеру, 15% предлагает Национальный союз по защите прав потребителей. 

Эксперты отмечают, что новации нужна значительная доработка с учетом возможных рисков и опыта регионов. Предлагаемых механизмы нужно усовершенствовать.