Новая схема автобусных маршрутов Петербурга обрела контуры, осталось утвердить. Рисовали ее по-чиновничьи, без оглядки на крупнейшие центры притяжения граждан, на авось. Но бояться коллапса не стоит — как и многие другие, этот проект останется, скорее всего, лишь в мечтах авторов. В отличие от повышения цен на проезд.
Со дня на день в Петербурге могут утвердить «Документ планирования регулярных перевозок». В нем — списки автобусных маршрутов, которые с 15 июля 2020 года будут созданы, отменены или скорректированы. Та самая новая транспортная схема, где цены на билеты собираются с будущего года повысить на 10 рублей.
История новой схемы
В мае 2019 года жители Васильевского острова узнали, что в их районе собираются упразднить с десяток маршрутов и встали на их защиту. Тогда главные по общественному транспорту из ГКУ «Организатор перевозок» созвали пресс-конференцию и попытались объясниться.
Чиновники рассказали, что реформировать автобусные перевозки их обязывает 220 федеральный закон. Документ, утверждали транспортники, обязывает ввести с 15 июля 2020 года единый тариф: регулируемый или нерегулируемый.
ГКУ «Организатор перевозок» остановился на регулируемом тарифе: решил оптимизировать сеть автобусных маршрутов и упразднить маршрутки как класс. А чтобы никто не остался без транспорта запустили серию общественных обсуждений.
По итогам дискуссии решили сократить не 278 маршрутов, как планировали сначала, а 271. Об этом говорится в свежем проекте того самого «Документа о планировании регулярных перевозок». Еще этот документ предписывает создать 97 новых маршрутов, а 60 — скорректировать.
Как изучали маршрутную сеть
Чтобы вынести на обсуждение проект транспортной схемы, чиновники изучали нынешнее положение дел. И в этом — проблема.
Как обстоят дела с имеющимися социальными автобусами, узнать не трудно. Статистика по оплате карточками и прочие сведения есть в руках чиновников. По маршруткам таких данных, увы, нет.
Как писала «Мойка78», авторы транспортной реформы засылали в маршрутки своих шпионов, которые путем наблюдения оценивали пассажиропотоки коммерческих перевозчиков. В итоге профильный вице-губернатор Эдуард Батанов обмолвился, что ясного понимания, как там обстоят дела, пока нет.
Между тем, куда люди ездят чаще всего? На работу, в магазины, в увеселительные заведения.
Компенсировать нехватку информации могли бы, к примеру, застройщики, которые возводят новые кварталы для сотен тысяч пассажиров. Можно было обратиться к торговым центрам и сетям, куда ежедневно стекаются гигантские пассажиропотоки. Есть, в конце концов, региональное объединение работодателей.
В открытом доступе наша редакция не нашла следов их взаимодействия с авторами транспортной реформы. Объединение работодателей и торговые сети на момент публикации этого материала на редакционные запросы не ответили. Из крупнейших городских застройщиков откликнулись трое.
«К сожалению, опытом поделиться не можем»,— ответили в компании ЛСР о своем участии в формировании транспортной схемы.
В компании ПИК рассказали, что обеспечивают транспортную доступность покупателям своих квартир строительством дорог.
«Например, прокладываем пешеходные дорожки до станций метро или автобусных остановок, создаём дополнительные выезды на скоростные магистрали»,— пояснили в компании.
Опыт работы именно с маршрутами автобусов (помимо строительства инфраструктуры) нашелся только у компании Setl City.
“В сентябре этого года по новому участку Комендантского проспекта поехали автобусы №171. Маршрут был продлен до остановки «Арцеуловская аллея»”,— рассказали в Setl City.
Выходит, к созданию новой транспортной схемы Петербурга никого из них не привлекали. При таком отношении чиновников не удивительно, что и горожане, и эксперты опасаются транспортного коллапса в июле 2020 года.
Трудности реализации
Городские власти власти разложили все маршруты в 31 лот. Изначально разыграть их планировали в октябре-ноябре 2019 года, но потом отложили. Сейчас говорят про январь-март 2020-го.
Частным перевозчикам, чтобы соответствовать требованиям реформаторов, придется закупить порядка 2,3 тыс. новых автобусов. При этом сколько именно, каждый из них должен приобрести, станет ясно только после объявления торгов.
Проще говоря, не факт, что производители автобусов сумеют удовлетворить большой спрос в короткие сроки. Тем более, что транспортную реформу проводят нынче не только в Петербурге.
Кроме того, городские власти, похоже, рассчитывают сэкономить бюджетные средства и намерены выбирать перевозчиков в формате аукциона вместо проведения конкурсов. При этом цена снижается, но могут заявиться не самые чистоплотные компании.
В общем, может статься так, что к 15 июля 2020 года выйти на маршрут по новым правилам будет некому.
И реформу отменят?
Когда в мае 2019 года «Организатор перевозок» анонсировал реформу, представители учреждения говорили, что выбор есть только из «регулируемый» и «нерегулируемый», а третьего не дано. Видимо, пытались такими заявлениями отрезать самим себе путь назад.
На самом деле статья 17 федерального закона 220, из-за которого реформу и затеяли, гласит, что третий путь все-таки есть.
«Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего федерального закона маршрутами регулярных перевозок (по регулируемым тарифам — прим.ред.) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать маршруты для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам»,— говорится в статье 17 закона.
Больше того, губернатор Александр Беглов уже сказал, что полностью отказываться от маршруток с 15 июля 2020 года не придется.
«Считаю возможным в переходный период одновременное существование маршрутов с регулируемыми и нерегулируемыми тарифами»,— пояснил Беглов.
Не исключено, что в день «Д» реформа произойдет. На бумаге. А в реальности по дорогам северной столицы продолжат колесить маршрутки. И останется тогда вопрос — на что пошли 11 млрд рублей, которые губернатор сейчас закладывает на реформу в бюджет-2020?